В запуске беспилотников подозревается Ирак

14 мая нападение на саудовские нефтяные объекты, возможно, было осуществлено из Ирака, а не Йемена, как первоначально предполагалось.

В докладе «Wall Street Journal» в пятницу сообщалось, что официальные лица США пришли к выводу, что атаки беспилотников на нефтяную промышленность Саудовской Аравии в мае были произведены с территории Ирака. «Атака 14 мая последовала за предупреждениями США 5 мая об иранских угрозах, которые привели в движение ситуацию в регионе, став итогом последних полутора месяцев напряженности между США и Ираном. США предупредили Иран о том, что ему не следует нападать на американские силы или союзников США и заявили, что «неумолимая сила» будет ответом США на любые атаки.

Госсекретарь США Майк Помпео вылетел в Ирак на фоне предупреждения секретаря Совета национальной безопасности США Джона Болтона об угрозах Ирана. По имеющимся данным, Болтон рассказал иракским чиновникам об угрозах Ирана в начале мая. Теперь кажется, что эти угрозы были не только конкретными, но они могли материализоваться 14 мая. Кроме того, 19 мая ракета упала возле посольства США в Багдаде. США обвинили Иран и его доверенных лиц в этой атаке. 17-19 июня еще больше ракет упало вблизи американских сил и объектов в лагере Таджи, в Мосуле и Басре. Минометы обстреляли авиабазу Балад в Ираке.

Это происходит в контексте нападения на шесть нефтяных танкеров между 12 мая и 13 июня в Оманском заливе и сбитого беспилотника США 20 июня, что почти привело к войне США и Ирана. Но теперь мы знаем, что Иран обстрелял еще один американский беспилотник и что третий беспилотник был сбит над Йеменом ранее в июне.

Предполагалось, что нападение беспилотников на Саудовскую Аравию 14 мая было организовано из Йемена, так как известно, что у проиранских повстанцев – хуситов есть беспилотники. Но, как отмечается в The Wall Street Journal, американские чиновники, знакомые с разведданными, утверждают, что атаки были организованы из южного Ирака. Это подразумевает участие поддерживаемых Ираном ополченцев. Это может означать участие любых проиранских шиитских милиций, например, таких, как «Катаиб Хезболла», или «Асаиб Ахль аль-Хак», или «Харакат Хезболла аль-Нуджаба», или более мелких групп. Многие из них также являются официальными военизированными формированиями, включенными в государственные структуры Ирака в 2018 году.

Напряженность в Ираке растет после ракетных обстрелов и после того, как протестующие штурмовали посольство Бахрейна. Бахрейн провел встречу в поддержку палестинцев при участии США. Но комментарии главы МИД Бахрейна и обвинения Ирана в том, что Бахрейн и Саудовская Аравия «предали» регион, привели к протестам. Протестующие обвинили арабские государства Персидского залива в том, что они слабы и становятся инструментами США и сионистов.

Нападение из Ирака вызывает вопросы. Предположительно была атакована насосная станция Saudi Aramco №8 в Аль-Сауди в Саудовской Аравии. Это более чем в 200 км к западу от Эр-Рияда. Район также находится примерно в 500 км от границы с Ираком и в 800 км от границы с Йеменом – очень большое расстояние для полета дрона. Это означает, что тот, кто осуществил атаку, имел сложную технологию и планировал нападение в течение некоторого времени. Йеменские повстанцы-хуситы в прошлом запускали баллистические ракеты по Эр-Рияду, но беспилотники, летающие на такое расстояние, являются уже проявлением эскалации. Кроме того, атака вызывает вопросы о том, почему полет дрона не был обнаружен с помощью радаров или почему дрон не был сбит ПВО Саудовской Аравии, которая использует военную технику США и батареи ПРО Patriot.

Выводы о том, что беспилотник действовал из Ирака, приведут к большим вопросам и вызовут рост напряженности внутри Ирака – между Ираном с одной стороны и США и союзниками США с другой стороны. Президент Ирака предостерег США от использования Ирака для «наблюдения» за Ираном, что, по словам президента США Дональда Трампа, США планировали сделать в декабре. Кроме того, иракские лидеры, в том числе лидеры шиитских военизированных формирований, заявляют, что не хотят конфликта в Ираке. Страна восстанавливается после войны с ИГИЛ (организация запрещена в России. – Прим. ред.) и по-прежнему сталкивается с угрозами ИГИЛ. Некоторые шиитские военизированные формирования призвали силы США покинуть Ирак. США назвали некоторые из этих групп террористами, а Корпус стражей исламской революции, который поддерживает эти военизированные формирования, террористической организацией.

Сет Францман

Примечание

В Ираке действуют многочисленные шиитские добровольческие ополчения/милиции, созданные в ходе борьбы с экстремистской сектой суннитского толка – ИГИЛ. Без них правительство Ирака, большинство в котором составляют представители шиитской общины, не смогло бы одержать верх над ИГИЛ, поскольку мотивация шиитских добровольческих формирований намного выше, чем в армии и полиции Ирака.

Общая численность шиитских ополчений достигает 100 тысяч, но их мобилизационный резерв намного больше – около 3 млн. Многие из этих групп, возможно включающие половину или большинство ополченцев, связаны с Ираном, получают от него оружие или опытных командиров, в какой-то мере финансируются Ираном и взаимодействуют с подразделениями иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Также многие шиитские ополчения являются сторонниками идеологии велает-э-факих, то есть исламского государства иранского образца, во главе которого стоит духовный лидер, обладающий неограниченными полномочиями.

Многие группировки имеют также политическое крыло, интегрированы в правительство Ирака, или официально являются частью вооруженных сил этой страны. Ополченцы получают зарплату от правительства Ирака. Ополчения, объединенные под общей вывеской «Хашд аль-Шааби» (Силы народной мобилизации, СНМ), получают финансирование от иракского государства. Одновременно они влияют на политику правительства, в котором они представлены, и контролируют ряд регионов этой страны. В некоторых таких местностях размещены подразделения иранских КСИР, иранские ракетные системы, нацеленные на Израиль, и строятся при поддержке иранцев заводы по производству ракетного оружия.

Вместе с тем, возможно, большинство иракских шиитов негативно относятся к этим милициям. Их обвиняют в коррупции, захвате власти в стране, подыгрывании Ирану. Во время народного восстания в Басре в прошлом году ее шиитское население, возмущенное бедностью и коррупцией властей, нападало на офисы местных чиновников и проиранских милиций, которые, по мнению местных жителей, контролируются Ираном. Наибольшее число голосов на выборах в Ираке в 2018 году получила критикующая Иран группа шиитов Ас-Сайрун во главе с харизматичным шиитским клириком Муктадой ас-Садром. Эта группировка обладает и собственной милицией – Сарайа ас-Салям. Таким образом, ситуация в Ираке чрезвычайно запутана. Влияние Ирана велико и постоянно усиливается. Но многим, включая большинство иракских шиитов, это не нравится.