Бейрут: отставка правительства и протесты
Правительство Ливана ушло в отставку после массовых протестов, участники которых требовали справедливости для жертв августовского теракта.
Правительство Ливана ушло в отставку после массовых протестов, участники которых требовали справедливости для жертв августовского теракта.
Взрыв в Бейруте, в результате которого погибло более 150 человек и тысячи получили ранения, резко активизировал протесты в стране.
Под лозунгом «Настал Судный день!» тысячи протестующих вышли на улицы ливанской столицы 8 августа. От Риада Аль-Солхдо площади Мучеников в центре города зазвучал призыв к наказанию виновных во взрыве 2700 тонн аммиачной селитры на складе №12 в порту Бейрута. Взрыв пронесся по Бейруту и разрушил огромную часть прилегающих к порту районов –Джеммайзе, Мар - Михаэль, площадь Мучеников и Ашрафия, убив 150 и ранив более 6000 человек, согласно последним данным, опубликованным 8 августа информационным бюро министерства здравоохранения.
Протесты продолжались и в воскресенье, демонстранты требовали отставки правительства. Отставки министра информации МаналяАбдель Самада и министра окружающей среды Дамианоса Каттаране смогли успокоить участников митингов.
После заседания кабинета министров премьер-министр Хасан Диаб объявил, что его правительство уйдет в отставку. Диаб сказал, что взрыв стал результатом повсеместной коррупции, и призвал привлечь виновных к ответственности. Есть сообщения, что Диаб останется в роли попечителя до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство.
В течение всего уик-энда и до понедельника демонстранты выражали свое недовольство политическим классом. 8 августа гигантские толпы протестовали на улицах Ливана из-за ухудшения условий жизни, а также требовали справедливости после катастрофического взрыва.
Али Хейдар, политический активист, принимавший участие в народных протестах, начавшихся 17 октября, сказал «Аль-Монитор»: «Протест субботы перевесил октябрь из-за кипящей, невиданной со времен октябрьской революции ярости протестующих.
Главной движущей силой вчерашнего протеста было глубокое чувство людей, увидевших презрение правительства к своему народу».
Фатат Айяд, протестующая, вышедшая на улицы еще в октябре, сказала «Аль-Монитору»: "Я вышла на улицы вчера, потому что у меня не осталось ничего, что удерживало бы меня дома. Я могла погибнуть при взрыве, который является результатом коррупции правительства в течение 30 лет. Мы - люди на улицах - накопили так много ярости, что я никогда не видела ничего подобного раньше. Люди погибли из-за того, что правительство ослабло и не смогло сыграть свою роль после взрыва. Мы протестуем, требуя отставки правительства. Думаю, вчера мы кое-чего добились. Мы нарушили табу, установив виселицу на площади. Мы вернулись, чтобы сказать правящему классу, что мы ни о чем не забыли».
Среди многих кампаний, которые заняли центральное место во время протеста, была одна, получившая название «Отставка или повешение».
В центре площади Мучеников были установлены символические виселицы, чтобы привлечь виновных к ответственности за взрыв в порту и разгул коррупции в Ливане. На веревках висели фотографии президента Мишеля Ауна, спикера парламента Набиха Берри, премьер-министра Хасана Диаба, бывшего премьер-министра Саада Харири, генерального секретаря «Хезболлы» Хасана Насраллы, президента Прогрессивной социалистической партии Валида Джумблата и других политических деятелей.
Как только протестующие, хлынувшие на площади около 4 часов дня, прибыли, силы безопасности, которые были массово развернуты вместе с армией, встретили их, применив силу. В протестующих бросали гранаты со слезоточивым газом, по ним началась стрельба резиновыми пулями.
Некоторые протестующие попытались совершить налет на здание парламента в центре Бейрута, где вспыхнули ожесточенные столкновения с силами безопасности.
Ливанский Красный Крест сообщил в своем твиттере, что в ходе акции протеста в Бейруте ранены 238 человек, 63 из которых переведены в больницы этого района, а 175 получили лечение в других местах. Силы безопасности подтвердили, что один из их членов был убит в ходе столкновений.
Примечательно, что большую часть времени на площади не было ни интернета, ни сотовой связи. Непонятно почему, но некоторые сочли это попыткой помешать трансляции изображения массовых скоплений людей на площадях.
Демонстранты ворвались в здание министерства иностранных дел в районе Ашрафи и подняли транспаранты, на которых было написано «Бейрут – город революции!», и провозгласили министерство своей штаб-квартирой, не причинив никакого ущерба ни зданию, ни имуществу. Но армия изгнала их силой. Протестующие также заняли здания министерства экономики, министерства окружающей среды и Ассоциации банков в центре Бейрута, а также министерства энергетики в районе Корниш-Эль-Нахр.
Аббас Срур, адвокат, который участвует в народных протестах, сказал «Аль-Монитору»: «В субботу мы организовали серию протестов на площади Мучеников как крик ярости, чтобы сказать миру, что мы хотим вернуть министерства, подчеркнув недоверие, которое люди испытывают к своему правительству и всей политической системе».
В заявлении от имени правительства, адресованном ливанскому народу в воскресенье, Хасан Диаб сказал: «Страна переживает последствия огромной катастрофы, которая оставила разрушительные последствия. Катастрофа в порту Бейрута стала результатом глубоко укоренившейся коррупции и многолетнего бесхозяйственного управления. Я готов взять на себя ответственность руководства правительством в течение двух месяцев, пока политические партии не достигнут соглашения». Он выразил намерение предложить кабинету министров законопроект о досрочных выборах, поскольку «Ливан не может выйти из нынешнего кризиса без досрочных парламентских выборов. Расследование трагедии в порту Бейрута не займет много времени».
По данным комитета адвокатов по защите протестующих в Ливане, в состав которого входит группа ливанских адвокатов и юридических экспертов, добровольно вызвавшихся защищать протестующих во время Октябрьской революции 2019 года, в августе было арестовано по меньшей мере 20 человек. 8 проходили тесты на наркотики. Комитет возражал против этой меры, поскольку она нарушает неприкосновенность частной жизни протестующих и представляет собой отчаянную попытку правительства усомниться в подлинности народного гнева. Комитет призвал немедленно освободить этих людей.
Хейдар отметил: «Я не думаю, что что-то успокоит улицы, прежде чем они отомстят. Организуются новые, хорошо отлаженные, насильственные протесты. Многие революционные группы призывали людей оставаться на улицах. Днем будет наблюдаться неустойчивое спокойствие, потому что большинство молодых людей работают над оказанием помощи пострадавшим, но в любую минуту можно ожидать различных действий. Протесты продолжатся в ближайшие дни, и они будут качественно иными. Мы будем организовывать их как повстанческие действия только без каких-либо других титулов, чтобы сделать их сильнее».
На фоне взрыва в порту Бейрута и протестов министры и члены парламента подали в отставку 8-9 августа.
Хашим Аднан, политический активист движения за политические и социальные перемены LiHaqqi Group, сказал «Аль-Монитор»: «Эти отставки показывают хрупкость режима на нынешнем этапе и то, как трудно ему функционировать после революции в октябре 2019 года, и после денежного коллапса, и после экономического кризиса, и после взрыва в порту. Все эти отставки – лишь детали. Важны народные движения, их организация и сопротивление. Ставка сегодня делается на то, что мы сможем продвинуться вперед и предпринять реальные шаги для изменения всей системы в стране».