Время принятия решений для Израиля на севере в условиях эскалации с «Хезболлой»

За линией фронта: выбор, гораздо более мрачный из-за длительного периода дрейфа, заключается в том, уничтожить ли силы «Хезболлы» или позволить им продолжить свою стратегию медленного удушения Израиля.

Эскалация на северном фронте Израиля достигла на этой неделе невиданной ранее интенсивности. Израиль нанес ряд точечных ударов по целям «Хезболлы» и КСИР (Корпуса стражей исламской революции) как вблизи израильско-ливанской границы, так и далеко за ее пределами.
Среди них, по некоторым данным, авиаудар в районе Алеппо, в результате которого были убиты несколько связанных с Ираном боевиков. Среди погибших — иранский чиновник КСИР Саид Авиар.
Связанная с оппозицией Сирийская обсерватория по правам человека (SOHR) сообщила, что в результате этого удара погибли 17 человек, связанных с Ираном и его вооруженными формированиями. По данным SOHR, объектами удара стали медеплавильный завод и склад оружия боевиков в северной части Алеппо, между городами Хайян и Тамура.
Перечисление погибших
По данным SOHR, в число погибших входят два иранца, из которых только Авиарназван «военным советником»; три члена ливанской «Хезболлы»; три гражданина Ирака (вероятно, члены шиитских ополчений, связанных с КСИР); и девять граждан Сирии.
SOHR выступает за оппозицию, и достоверность его сообщений в прошлом подвергалась сомнению, особенно со стороны тех, кто симпатизирует режиму Асада и его союзникам. Хотя ни один источник не должен принимать заявления на веру, я могу подтвердить на личном опыте правдивость утверждения SOHR о том, что у него есть обширные источники на местах в Сирии, и о том, что благодаря этому он часто получал первые сообщения о событиях в стране, которые впоследствии оказывались точными.
Удар по Алеппо был лишь одним из целой серии целенаправленных убийств, очевидно, совершенных Израилем в последние дни. Однако он имеет особое значение, поскольку это первый случай с 1 апреля, когда Израиль, как известно, убил оперативника КСИР на сирийской земле. Убийство генерала КСИР Мохаммеда Резы Захеди в Дамаске 1 апреля спровоцировало широкомасштабную прямую иранскую атаку на Израиль в ночь на 13 апреля.
Иранцы, судя по всему, не стремились начать тотальную войну с Израилем (если бы они этого хотели, то привели бы в действие свой главный источник огневой мощи против Израиля — ракетную группировку ливанской «Хезболлы»).
Скорее, иранцы хотели установить достаточно высокую цену за прямые удары Израиля по сотрудникам иранского КСИР, чтобы Израиль дважды подумал о том, чтобы повторить подобные действия. На этой неделе Израиль, похоже, отверг эти иранские усилия. Остается только гадать, ответит ли Тегеран, и если ответит, то как.
Удары, нанесенные Израилем на этой неделе, убили нескольких известных боевиков «Хезболлы». Движение назвало имена трех членов, убитых на юге Ливана в последние дни — Али Хусейн Сабра, Мухаммед Шакр и Хусейн Насраль-Дин. Сабра, похоже, был самым значительным из них. Инженер, участвовавший в структуре ПВО «Хезболлы», Сабра был убит, когда его машина попала под обстрел в понедельник утром недалеко от города Тир.
Усиление действий «Хезболлы» в последующие дни явно связано с тем, что Израиль продолжает успешно атаковать боевиков «Хезболлы». Организация нанесла ракетные удары по Кацрину, Кирьят-Шмоне и Маргалиоту на территории Израиля. В результате обстрела возникли большие пожары в районах Кацрина и хребта Рамим. В конце прошлой недели «Хезболла» также добилась значительного успеха, сбив израильский беспилотник Hermes 900.
Нынешняя ситуация на севере, похоже, находится в состоянии неустойчивого равновесия. С одной стороны, Израиль ежедневно добивается тактических успехов. Об этом свидетельствуют цифры потерь — около 330 погибших от рук «Хезболлы» против 14 солдат ЦАХАЛа и 10 израильских гражданских лиц.
С другой стороны, до сих пор Израиль был не в состоянии превратить эти тактические успехи в желаемый результат. То есть нынешние темпы уничтожения явно не заставляют «Хезболлу» пересмотреть свое решение о продолжении ракетных обстрелов. В результате север Израиля остается закрытым, более 60 000 израильтян в настоящее время являются внутренне перемещенными лицами, а решения проблемы не видно.
Что может произойти дальше? Арабоязычная газета «Аль-Ахбар», поддерживающая «Хезболлу», опубликовала статью под заголовком «Ракетный огонь «Хезболлы» пожирает Галилею». В статье перечислялись районы, подвергшиеся ракетным и беспилотным ударам «Хезболлы».
В другой статье, озаглавленной «Послание из Лондона: Возвращение угрозы войны», посвященной нынешним дипломатическим усилиям посланника США в Ливане Амоса Хохштайна, «Аль-Ахбар» описывает то, что она называет «посланием от британской стороны, в котором определена дата израильского удара в середине июня». (Этого пока, как видим, не случилось — прим.)
В статье высказывается предположение о скорой крупномасштабной военной операции Израиля, которая должна будет прервать нынешний застой и заставить «Хезболлу» выбирать между шагом назад и дальнейшей эскалацией.
Может ли такая операция считаться неизбежной? В ней, безусловно, есть смысл (с точки зрения интересов государства Израиль — прим) . Нынешняя ситуация такова, что иранская марионеточная организация получила возможность остановить жизнь на севере Израиля в обмен на неприятные, но терпимые темпы истощения ее собственных оперативников и потенциала.
И нет никаких оснований полагать, что дискомфорт, вызванный потерями «Хезболлы», близок к тому уровню, который заставит это движение и его покровителей в Тегеране пересмотреть свою стратегию ограниченной многофронтовой войны против Израиля и его союзников, принятую 8 октября прошлого года.
Таким образом, если израильские политики не захотят молчаливо признать, что нынешняя ситуация является приемлемой для Иерусалима, логика ведет к активизации военных операций на севере, возможно, с увеличением числа авиаударов и, возможно, с некоторым наземным компонентом.
Трудно предположить, какую именно форму могут принять такие действия. Однако Израилю придется принять во внимание, что у него нет местных союзников на юге Ливана, и при всем его желании оттеснить «Хезболлу» к северу от реки Литани с помощью наземных маневров, Израилю придется учитывать, что после такого шага «Хезболла», скорее всего, со временем снова вернется на юг.
Вероятно также, что любая эскалация против «Хезболлы» будет противоречить желаниям администрации США. В интервью, данном на этой неделе, Хохштайнвыразил надежду на возможность достижения «взаимопонимания» между сторонами, что в конечном итоге приведет к заключению соглашения о сухопутной границе между Израилем и Ливаном.
Такие настроения резко расходятся с реальностью, в которой местная группировка КСИР (т.е. «Хезболла») в настоящее время является самым сильным политическим и военным игроком в Ливане.
Тем не менее, нынешняя ситуация, в которой «Хезболла» блокирует север Израиля, стала возможна потому, что в течение почти 20 лет Израиль позволял развиваться, расти и укрепляться двум исламистским армиям, поддерживаемым Ираном, на своих границах (ХАМАС в Газе и «Хезболла» в Ливане — прим).
В то время как это происходило, израильская система безопасности гордилась своими тактическими успехами в борьбе с этими силами, не сумев при этом серьезно остановить их рост. Теперь эти армии задействованы против Израиля, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Выбор израильского правительства, ставший гораздо более мрачным из-за этого столь длительного периода дрейфа, заключается в том, уничтожить ли эти силы или позволить им продолжить свою стратегию медленного удушения Израиля. Это не тот выбор, который можно откладывать до бесконечности.

Примечание:

Автор, Джонатан Спайер, является израильским военно-политическим аналитиком жестких провоенных взглядов. Однако, две предыдущие попытки Израиля уничтожить «Хезболлу», в 1982-2000 И 2006 годах, окончились неудачно. По всей вероятности, сионистское государство не располагает ресурсами, которые позволили бы ему уничтожить эту проиранскую группировку. Спайер, кажется, сам не замечает противоречие — с одной стороны он говорит о необходимости для режима Израиля уничтожить «Хезболлу», с другой стороны, фактически, признает, что это невозможно, утверждая: «Израилю придется принять во внимание, что у него нет местных союзников на юге Ливана, и при всем его желании оттеснить «Хезболлу» к северу от реки Литани с помощью наземных маневров, Израилю придется учитывать, что после такого шага «Хезболла», скорее всего, со временем снова вернется на юг».