В Израиле побеждает на муниципальных выборах правящая коалиция

С ним нельзя считаться: Нетаньяху и его союзники добились больших результатов на муниципальных выборах в Израиле.

Несмотря на падение Ликуда в опросах, партия премьер-министра Биньямина Нетаньяху сохранила большую часть своей власти на муниципальных выборах, прошедших на этой неделе.

Результаты местных выборов, прошедших во вторник по всему Израилю, свидетельствуют о том, что избиратели не дисквалифицируют премьер-министра Биньямина Нетаньяху и партию «Ликуд», что, возможно, является сигналом к началу их политического восстановления. 

Многие израильтяне внутри и вне политики, а также в силовых структурах винят Нетаньяху в неудачах, которые привели к атаке ХАМАС 7 октября. Нетаньяху и Ликуд опасались, что голосование во вторник по выборам около 200 мэров, а также членов муниципальных и региональных советов отразит падение, которое они увидели во всех опросах, опубликованных за последние четыре месяца, из-за их катастрофических результатов. Этого не произошло.

На кону стояло возвращение избирателей Ликуда, разочарованных Нетаньяху и общим руководством Израиля. Некоторые кандидаты в традиционных оплотах Ликуда пытались дистанцироваться от своей партии, рассматривая бренд Нетаньяху как плохую новость. Низкая явка - 49 % избирателей, имеющих право голоса, по сравнению с 56 % на предыдущих местных выборах пять лет назад - также не сулила Ликуду ничего хорошего.

 В итоге результаты муниципальных выборов показали, что партия «Ликуд» и ее лидер Нетаньяху далеки от поражения. Несмотря на некоторые потери, партия сохранила большую часть своей власти в десятках муниципалитетов и местных советов, в том числе в крупных городах. В общей сложности победу одержали 37 кандидатов от «Ликуда», и партия сохранила свою власть в нескольких крупных муниципалитетах, таких как Ашдод, Натания, Петах-Тиква и Реховот.

Результаты указывают на очевидный вопрос: Являются ли достижения «Ликуда» предсказанием его успеха на национальных выборах, назначенных на 2026 год, но ожидаемых гораздо раньше? Другими словами, находятся ли Нетаньяху и Ликуд на пути к электоральному восстановлению?

Ликуд глубоко укоренился в местной политике. Его политики на местном уровне и избиратели составляют базу Нетаньяху, известную своей лояльностью к лидерам партии на протяжении более чем четырех десятилетий, в течение которых партия находилась у власти на местном и национальном уровнях. В этом отношении Нетаньяху может быть доволен. Если бы «Ликуд» потерпел вопиющее поражение, Нетаньяху был бы вынужден признать, что его покидают даже самые стойкие сторонники.

Ультраортодоксальные партии в большом выигрыше

Нетаньяху также может быть спокоен успехами своих партнеров по коалиции, особенно ультраортодоксальных партий, ШАС и «Единая Тора Иудаизм», которые превзошли свои результаты 2018 года в некоторых городах и взяли под контроль два города, которые никогда не возглавлялись ультраортодоксальными мэрами: Арад на юге и Тверия на севере. Явка среди ультраортодоксальных избирателей традиционно намного выше, чем в среднем по стране, и эти выборы не стали исключением. Например, в оплоте ШАС Эладе явка составила 78%. Сохранение высокой явки ультраортодоксальных избирателей может стать ключевым фактором на национальных выборах.

Результаты партнеров Нетаньяху по жесткому правому движению были неоднозначными. Партия министра национальной безопасности Итамара Бен-Гвира, Jewish Power, добилась хороших результатов в тех муниципалитетах, где выставила своих кандидатов, но в других понесла болезненные потери. 

Нетаньяху, погрязший в глубочайшем политическом и личном кризисе своей жизни, воспользовался результатами голосования, чтобы сплотить свою ультраортодоксальную правую правительственную коалицию, обладающую солидным парламентским большинством, но, согласно опросам, теряющую власть, если бы национальные выборы состоялись сегодня. По словам нескольких политических источников, после подведения итогов голосования Нетаньяху позвонил лидерам партий и поздравил их, рассказав о возможном влиянии результатов на национальный уровень.  Что говорят результаты голосования на местных выборах о том, в каком направлении движется Израиль в самый переломный момент своей 75-летней истории?

Выборы проходили не только в тени войны в Газе, но и на фоне исторического социального и политического кризиса, охватившего страну в течение девяти месяцев, предшествовавших нападению ХАМАСа 7 октября.

Проводимая правительством Нетаньяху реформа судебной системы, направленная на ослабление судебной власти, в том числе Верховного суда, вызвала массовые протесты и обнажила глубокие расколы в обществе по вопросам религии и национальной идентичности.

Протестные организации надеялись проверить свою недавно завоеванную поддержку на нескольких местных выборах, предупреждая о растущем контроле ультраортодоксов над местной и национальной политикой и обещая изменить приоритеты в пользу инвестиций в образование и культуру. Однако к 7 октября все изменилось. Местные выборы, первоначально назначенные на 30 октября, были отложены. Сотни тысяч израильтян были призваны на службу в армию, а десятки тысяч жителей приграничных районов были эвакуированы из своих домов.

Кампании, посвященные образованию, культуре и борьбе с религиозным принуждением, меркли по сравнению с ощущением, что в результате колоссальной неспособности предотвратить наступление ХАМАСа появилась экзистенциальная угроза для Израиля. Вопросы личной, местной и национальной безопасности доминировали в повестке дня выборов, а некоторые местные власти объявили об увеличении расходов на заборы, ворота и патрули, чтобы развеять опасения жителей.  Протестное движение оставило свой след в некоторых более либерально настроенных городах, обеспечив успех нескольким мэрам и выдвинув кандидатов в городские и региональные советы. Однако оно не смогло проникнуть в так называемые «города развития» - населенные пункты на социальной и географической периферии Израиля, давно отождествляемые с Ликудом и ультраортодоксами. В то время как ультраортодоксы массово мобилизовали избирателей, остальные израильтяне воспользовались официальным выходным днем на работе и в школе, чтобы провести время с семьей и пройтись по магазинам; по данным компании Sheba, отслеживающей расходы, поступления по кредитным картам в этот день выросли примерно на 15%. Для многих израильтян этот диссонанс еще раз подчеркнул разрыв между теми, кто рискует жизнью на обязательной военной службе, и ультраортодоксами, которые в основном освобождены от этой службы.

В ближайшие годы присутствие ультраортодоксов в местных органах власти будет увеличиваться. По данным Израильского института демократии, в настоящее время ультраортодоксальное население Израиля насчитывает около 1,3 миллиона человек, 13 % населения и формирует самый высокий показатель рождаемости среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Половина из них моложе 16 лет. Последствия для их будущей политической власти в местных и национальных органах власти очевидны.

«Они занимают все большее место во всех центрах принятия решений, касающихся бюджетов и идентичности страны», - сказал в интервью изданию Al-Monitor бывший министр внутренних дел Офир Паз-Пайнс из Партии труда. «Это тревожная тенденция. Как еврей и либеральный израильтянин, я думаю, что это плохо, потому что это изменит либеральный характер многих городов Израиля».

Прогноз Паз-Пайнса может оказаться слишком мрачным. Либеральные кандидаты сохранили власть в преимущественно светских городах, например, в Тель-Авиве и Герцлии.