Угроза голода в Ливане
По мере сокращения импорта пшеницы из Украины и России, на ливанцев надвигается голод.
По мере сокращения импорта пшеницы из Украины и России, на ливанцев надвигается голод.
Люди выстроились в очередь перед пекарней, чтобы купить хлеб в южно-ливанском городе Сидон (Сайда) 22 июня 2022 года. Подобные вещи происходят в связи с нехваткой топлива и пшеницы. Ливан страдает от трехзначной инфляции, стремительного роста бедности и обвала валюты после дефолта по долгам в 2020 году.
Жарким июльским утром Али Самир Наббух простоял более двух часов у пекарни в южном пригороде Бейрута, дожидаясь возможности купить пакет хлеба. Магазин еще не поднял свои ставни, и он толкался среди беспокойной толпы, желая стать первым. «Мне нужно кормить Фатиму и Сару, двух моих дочерей. Я не могу пропустить свою очередь», - сказал он.
Наббух, 45-летний разведенный отец с неполной занятостью, еще один день боролся за то, чтобы принести на стол немного лаваша. Не так давно это было само собой разумеющимся для всех слоев населения Ливана. Но теперь даже основные продукты питания для многих стали недоступны. Мало того, что пачки хлеба уменьшились в весе, так еще и их стоимость выросла на 550%. Непомерно высокие цены теперь не по карману многим. Сегодня то, что считалось пищей бедняков, доступной для всех, стало предметом роскоши.
«Всего несколько месяцев назад арабский хлеб стоил 1 500 ливанских фунтов. Сейчас он стоит около 25 000, - говорит Наббух. - Мы не хотим покупать ничего лишнего. Мы просто пытаемся купить немного еды. И нам приходится умолять о помощи, чтобы поесть».
Ливан был одной из самых уязвимых стран мира в случае шока поставок, поскольку его валюта находилась в свободном падении, экономика была разрушена, а законодательная власть оказалась неспособна дать передышку экономике. А потом была Украина.
События в Украине подорвали ее экспортную отрасль, сорвав поставки пшеницы, вызвав тем самым беспрецедентное повышение цен и нехватку зерна на основных экспортных рынках Ближнего Востока.
По состоянию на начало февраля более 95% украинского экспорта зерна - пшеницы и кукурузы - осуществлялось через Черное море. Половина отправлялась на Ближний Восток и в Северную Африку. Но после того, как южные порты Украины - Одесса, Херсон и Николаев - стали ареной столкновений, ключевой коридор был закрыт, задушив морскую торговлю, на которую так полагался Ливан.
Бейрут традиционно получал 66% необходимого ему зерна из Украины и еще 12% из России. Обычно он поддерживал примерно шестимесячный запас, а когда запасы истощались, он закупал больше у России и Украины. Но затем, во время взрыва в порту Бейрута в 2020 году - крупнейшего неядерного взрыва в истории, который частично разрушил город и уничтожил основные зерновые хранилища страны - Ливан потерял около четырех пятых своих запасов. Сегодня мука нормирована, цены на хлеб выросли в десять раз, а запасов пшеницы едва хватает на месяц.
За четыре месяца Валид Аталла, генеральный директор Wooden Bakery, ведущего ливанского производителя хлеба, был вынужден закрыть 12 из 50 магазинов, поскольку объем производства сократился на 40%. Хотя пшеница по-прежнему субсидируется, существует обеспокоенность по поводу ее ограниченных поставок в страну. «Если мука и дальше будет в дефиците, не все из наших 38 оставшихся открытыми филиалов смогут продолжать работать, - сказал Аталла. - Реальность драматична. После многих лет работы и преданности своему делу мы, можем быть, закроемся».
Федерация синдикатов пекарен указала пальцем на Министерство экономики и, в его составе, на Главное управление зерновых и сахарной свеклы. «Они не выполняют свои обязанности, - заявили в федерации. - Именно они должны обеспечивать нужное количество субсидированной муки, предназначенной для арабского хлеба. Но они этого не делают. На данный момент нет никакой уверенности в будущем».
По словам Амина Салама, временного министра экономики, в стране имеется чуть более 45 000 тонн субсидированной пшеницы. Однако, по мнению Али Ибрагима, вице-президента федерации, цифры не сходятся. По его словам, дефицит муки оценивается в общей сложности в 4 190 тонн. В любом случае, имеющегося количества недостаточно. Только для производства арабского хлеба, основного продукта питания бедных и средних слоев населения, необходимо 36 000 тонн в месяц.
Ни у кого - от властей страны до менеджеров сектора - похоже, нет решений.
Кризис продовольственной безопасности только усугубил беды Ливана, который переживает один из трех самых тяжелых экономических кризисов, наблюдавшихся в мире с 1950-х годов. Его тяготы в основном легли на плечи простых людей. Страна, которую когда-то называли Швейцарией Ближнего Востока, объявила о банкротстве в марте 2020 года.
Государственный долг достиг более 90 миллиардов долларов США, что составляет около 170% валового внутреннего продукта (ВВП); ливанский фунт, официально привязанный к доллару США на уровне 1,507 с 1997 года, потерял около 90% своей стоимости; инфляция достигла 201%; государственные валютные резервы истощены; и почти три четверти населения, по имеющимся оценкам, живут за чертой бедности. Впервые за 27 лет Ливан был отнесен Всемирным банком к категории «стран с уровнем дохода ниже среднего».
2Покупательная способность ливанцев снижается с каждым днем, - сказал профессор финансов AUB Мохамад Фаур. - А события в Украине только ухудшают ситуацию: цены на основные товары, которые на 80% импортируются, стремительно растут2.
В мае Всемирный банк одобрил кредит в размере 150 миллионов долларов на обеспечение продовольственной безопасности Ливана, появились опасения, что правительство может отменить субсидии на пшеницу, так как валютные резервы ЦБ, используемые для финансирования импорта, упали до критического уровня.
«Программа, известная как Проект чрезвычайного реагирования на поставки пшеницы в Ливан, далека от исправления ситуации. Краткосрочная помощь не может бороться с корнями кризиса, - сказал Фаур. - Если ливанское правительство не будет осуществлять долгосрочный план финансовой стабилизации, цены на товары будут продолжать расти, инфляция подскочит до небес, а население продолжит жить в нищете».
У ливанцев появилась новая привычка: заходя в супермаркеты, они устремляют свой взгляд прямо на нижние полки - те, куда обычно выкладывают пакеты с арабским хлебом. Часто это не приносит результата. Несмотря на политику нормирования - один пакет хлеба на покупателя, многие уходят с пустыми руками.