Турецкая лира: почему она постоянно падает?

Президент Эрдоган хочет снижать процентные ставки для роста производства и занятости. Но обычные граждане Турции страдают от сокрушительной инфляции, подпитываемой падением лиры.

В четверг центральный банк страны снизил процентные ставки с 16 до 15 процентов, третий месяц подряд, после того как президент Реджеп Тайип Эрдоган настоял на их снижении, несмотря на падение курса лиры и растущую инфляцию.

Вместо того чтобы выступить с заявлениями, которые могли бы подтолкнуть рынки к поддержке местной валюты, Эрдоган заявил в среду, что он не перестанет выступать против повышения процентных ставок до тех пор, пока находится на своем посту.

Эти высказывания стали очередной иллюстрацией его мнения о том, что высокие процентные ставки вызывают инфляцию, а не наоборот, как утверждает общепринятая экономическая теория. (Но на практике права все-таки экономическая теория — именно снижение процентных ставок, которое осуществляет Эрдоган, привело к тому, что инфляция постоянно растет, — прим.).

Будучи правоверным мусульманином, Эрдоган также попытался узаконить свою позицию в отношении процентных ставок, ссылаясь на стихи Корана. Через несколько часов после снижения процентной ставки в четверг валюта торговалась по цене выше 11 турецких лир за доллар.

Почему турецкая лира постоянно падает? Здесь действуют несколько факторов.

Отрицательные процентные ставки

Рынки считают, что Центральный банк Турции потерял свою независимость и авторитет, уступив давлению Эрдогана в вопросе снижения процентных ставок.

После увольнения нескольких управляющих Эрдоган в начале этого года назначил Сахапа Кавджиоглу новым главой ЦБ. В прошлом Кавджиоглу писал колонки для проправительственной газеты «Ени Сафак», где поддерживал теории Эрдогана, направленные против процентных ставок, например, сомнительное с научной точки зрения утверждение, что снижение процентных ставок приводит к снижению инфляции.

Годовая инфляция в Турции, в соответствии с мировыми тенденциями, достигла почти 20 процентов, но Центральный банк в прошлом месяце снизил ставки на 2 процента, с 18 до 16 процентов, фактически обеспечив отрицательные реальные процентные ставки.

Этот шаг, как и ожидалось, направил турецкую лиру в нисходящую спираль, поскольку местные жители перешли от местной валюты к иностранным валютам, включая доллар США и евро, чтобы защитить свои инвестиции (то есть, стали хранить сбережения в долларах, продавая лиры, — прим.). А иностранные инвесторы, наводнившие турецкие рынки «горячими» деньгами, чтобы получить прибыль от высоких процентных ставок, начали уходить.

В ближайшие месяцы ожидается рост инфляции не только в Турции, но и во всем мире, что фактически сделает лиру еще слабее в ближайшем будущем – без защиты процентных ставок. И это становится порочным кругом, поскольку обесценивание лиры также провоцирует рост инфляции на сырьевые товары, которые в основном импортируются. Турция импортирует почти весь свой газ и нефть.

Нехватка валютных резервов

Центральный банк Турции также испытывает нехватку золотовалютных резервов из-за политики, проводимой предыдущими руководителями, которые вмешивались в ситуацию на рынках, чтобы поддержать курс турецкой лиры, сжигая доллары США с помощью скрытых методов.

Эта политика дала обратный эффект и чистые резервы банка упали ниже нуля. Без учета свопов с другими финансовыми институтами, иностранные депозиты Центрального банка в настоящее время составляют минус $35 млрд.

Между тем, по данным Bloomberg, турецкие компании и правительство должны выплатить $13 млрд. внешнего долга в ближайшие два месяца. Более половины долга, составляющего $8 млрд, должно быть погашено в ноябре.

Почему Эрдоган хочет снижения ставок?

Президент считает, что снижение ставок приведет к экономическому росту, снижению безработицы и увеличению экспорта.

Министр торговли Турции Мехмет Мус заявил в среду, что валовое внутреннее производство (ВВП) Турции выросло на 21,7% во втором квартале этого года, после роста на 7,2% в первом квартале.

Он также сказал, что за первые 10 месяцев этого года экспорт достиг рекордно высокого уровня – $181,8 млрд, увеличившись на 33,9 процента по сравнению с прошлым годом. Уровень безработицы также снизился на 1% в сентябре с 12,7 до 11,5% в годовом исчислении.

Однако эксперты предупреждают, что обесценивание лиры ложится тяжелым бременем на среднего турецкого гражданина, который с трудом сводит концы с концами в условиях стремительного роста цен.

Цены на основные продукты питания, такие как картофель, помидоры, салат, подскочили на 62-70% за последние 12 месяцев, согласно официальной статистике. Цены на следующие продукты также выросли: курица – на 68 процентов, яйцо – на 47 процентов, подсолнечное масло – на 41 процент, макароны – на 40 процентов, молоко и йогурт – на 37 процентов.

В прошлом месяце порог бедности уже превысил 10 000 турецких лир ($950), что намного выше чистой минимальной заработной платы в 2 825 турецких лир ($269). Более 42 процентов турецких работников получают лишь официально установленную минимальную заработную плату.

Между тем, цены на жилье выросли почти на 30 процентов, что вызвало жилищную проблему в крупных городах, включая Стамбул и Анкару.