Иран

Срединный путь Хаменеи

Иранский лидер Хаменеи после ракетного залпа по Израилю старается выбрать среднуюю позицию между вызовом Израилю и деэскалацией.

В своей первой за четыре года публичной пятничной проповеди иранский лидер продемонстрировал жесткость, но при этом, похоже, стремился избежать дальнейшей эскалации, сигнализируя Израилю, что Тегеран не стремится к прямой конфронтации и предпочитает, чтобы его региональные прокси вели ограниченное сражение от его имени.
 
 Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи защитил недавние ракетные удары Ирана по Израилю, подтвердил поддержку Тегераном ливанского движения «Хезболла», похвалил ХАМАС за нападение на Израиль 7 октября, и все это - незадолго до первой годовщины начала войны в Газе.
 
 Хаменеи прочитал 40-минутную пятничную молитвенную проповедь перед большой толпой сторонников в центре Тегерана, в которой основное внимание было уделено текущей напряженности в отношениях между Ираном и Израилем, которые все ближе подходят к полномасштабному конфликту.
 
 В последний раз Хаменеи публично читал пятничную молитву в январе 2020 года, после того как Соединенные Штаты убили самого влиятельного иранского генерала Касема Солеймани в результате удара беспилотника в районе международного аэропорта Багдада.
 
 85-летний лидер назвал ракетный удар Ирана в начале этой недели «блестящим и абсолютно законным» шагом. «Эта мера наших вооруженных сил стала лишь небольшим наказанием за шокирующие преступления» Израиля, который он назвал „узурпаторским, кровососущим, бешеным псом Америки в регионе“.
 
 Высказывания Хаменеи прозвучали после того, как Израиль предупредил, что Тегеран «заплатит цену за большую ошибку», которую он совершил, нанеся ракетный удар, - удар, который, по словам иранских официальных лиц, был возмездием за «зверства» Израиля, в частности, за убийство Израилем лидера «Хезболлы» Хасана Насраллы в результате удара по Бейруту 23 сентября.
 
 В ответ Иран выпустил около 200 баллистических ракет, в основном нацеленных на израильские военные объекты. Израиль утверждает, что большинство снарядов было перехвачено и нанесен незначительный ущерб, однако Иран утверждает, что более 90 % из них попали в намеченные цели.
 
 «Исламская Республика Иран будет действовать мощно и решительно, чтобы сделать все в этом отношении», - сказал Хаменеи в связи с напряженностью. Однако в знак того, что он считает нынешний эпизод напряженности завершенным и не стремится к дальнейшей эскалации, Хаменеи отметил, что Исламская Республика останется «благоразумной» и будет действовать «без колебаний и спешки».
 
 Возобновление обязательств перед доверенными лицами
 
 Пытаясь продемонстрировать мощь и непокорность, Хаменеи также предположил, что Иран не желает вступать в прямой контакт с Израилем и стремится вернуть напряженность на прежний этап, когда Иран вел войну против Израиля через своих региональных посредников. Исламская республика по-прежнему хочет, чтобы они выполняли эту работу за Тегеран.
 
 В преддверии выступления высказывались опасения и жалобы на то, что Иран мало что сделал для полноценной поддержки «Хезболлы» и ХАМАС против недавних израильских атак на эти группировки и, как считается, жертвует ими ради собственного выживания.
 
 Однако Хаменеи произнес значительную часть своей речи на арабском языке. По его словам, эта часть предназначалась для палестинского и ливанского народов, и имела целью успокоить эти опасения и поднять явно пошатнувшийся моральный дух, особенно в рядах «Хезболлы». Подтверждая приверженность Ирана, он сказал, что «горе» после смерти Насраллы вдохнет новый «дух» в борьбу двух боевых организаций против уже «ослабленного» Израиля, и еще раз предсказал падение Израиля.
 
 То же обещание поддержки сторонников повторил министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, прибывший в пятницу в Бейрут. «Иран твердо стоит на стороне своих друзей в Ливане», - сказал он журналистам после приземления. «Я должен был сделать это заявление лично и на месте».
 
 В преддверии выступления Хаменеи в иранской столице были приняты практически беспрецедентные меры безопасности, включая закрытие всех предприятий в непосредственной близости от места молитвы.
 
 Обеспокоенность по поводу «серьезных рисков» для безопасности Хаменеи возросла после череды громких атак Израиля на руководство «Хезболлы», а также убийства лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране в июле. Эта изральская операция вызвала предположения, что иранский лидер - следующая мишень.
 
 «Неужели мы не извлекли никакого урока после убийства Хании?» - сказал один из экспертов - сторонников жесткой линии на государственном телевидении за день до выступления. «Уверены ли мы, что не будет никаких промахов в обеспечении безопасности?»
 
 Любопытно, что прямая трансляция проповедей показала редкое и заметное отсутствие высшего военного руководства, включая командующего Стражами революции, начальника ракетной службы и начальника штаба иранских вооруженных сил.
 
 Государственная газета «Хамшахри» сообщила, что эти высокопоставленные генералы находятся в состоянии повышенной боеготовности и в режиме ожидания в ситуационных центрах, чтобы внимательно следить за иранскими ПВО для быстрого реагирования на любую потенциальную израильскую угрозу.
 
 Выступая с речью, Хаменеи вызвал аплодисменты и восторг государственных СМИ и своих сторонников, которые расценили его появление как «доблесть и вызывающий акт твердости». «Мужество верховного лидера меняет расчеты в пользу Ирана», - сказал консервативный политик и бывший депутат Мохаммад Али Вакили в интервью новостному агентству Tasnim.
 
 В социальных сетях, напротив, многие высказывались с презрением. «Когда-то вы собирались возглавить молитвы в мечети Аль-Акса [в Иерусалиме]», - написал один из критиков правительства на сайте X, ссылаясь на неоднократные обещания иранских лидеров и чиновников, говоривших о том, что Исламская Республика однажды уничтожит Израиль, „освободит“ палестинские территории и отпразднует победу в Иерусалиме, где находится эта мечеть. «Как же случилось, что теперь для Вас совершать молитвы в сердце собственной столицы, в Тегеране, стало признаком смелости и мученичества?».