Опасность пустого оптимизма: внутренние и внешние силы Сирии

Внутренним и внешним силам, стремящимся к демократии в Сирии, не следует обманываться пустым оптимизмом. ХТШ создает централизованную администрацию на основе исламско-арабского национализма, даже без полного контроля над страной.

Будущее Сирии по-прежнему остается неясным и сложным вопросом. Ожидаемые решения, такие как резолюция 2254, пока не реализованы, и процесс их внедрения продолжается в условиях, когда основные шаги продвигаются с учетом интересов группировок, таких как «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ранее известная как «Джабхат ан-Нусра»* и связанная с «Аль-Каидой»*). Это движение создало временное правительство, составленное исключительно из своих членов, что позволяет ему фактически строить свою власть в Сирии, принимая решения и назначая губернаторов в полном соответствии с собственными инициативами.

«Хайят Тахрир аш-Шам» выдвигает различные оправдания для отсрочки выборов, заявляя, что потребуются несколько лет на подготовку конституции, а также на перепись населения и возвращение беженцев. В их представлении, выборы могут состояться только через пять или шесть лет. При этом они исключают участие политических партий или организаций в национальном конгрессе, утверждая, что только отдельные лица смогут принять участие в принятии решений.

Попытки «Хайят Тахрир аш-Шам» предстать в глазах мирового сообщества более легитимной силой заключаются в заявлении о готовности к политическим реформам. Однако фактические действия организации показывают обратное. Эти шаги явно противоречат основным принципам демократии. Для того чтобы демократия могла существовать, необходимо организованное общество, в котором различные группы могут участвовать в принятии решений. Однако «Хайят Тахрир аш-Шам» не только исключает такие структуры, но и стремится установить свою собственную, авторитарную систему, навязывая её всему обществу, что ставит под угрозу будущее демократии в Сирии.

Эта ситуация требует внимательного наблюдения со стороны международного сообщества и всех сил, стремящихся к мирному и демократическому разрешению сирийского конфликта.

Действительно, группировки вроде «Аль-Каиды», ИГИЛ* и «Хайят Тахрир аш-Шам» обладают менталитетом, который исключает любые формы демократических процессов. Их подход основан на жесткой идеологии, ориентированной на исключение плюрализма и свободы политического выражения, что также противоречит демократическим ценностям. Эти группировки воспринимают политические партии как угрозу, которая разделяет общество, и стремятся к абсолютному контролю, исключая даже возможность существования альтернативных точек зрения. Они видят свою систему власти как идеологически чистую и не терпят конкуренции.

Сравнение с баасистской системой также имеет основания. Как и в случае с бывшими режимами, такими как СаддамХусейн в Ираке или Башар Асад в Сирии, «Хайят Тахрираш-Шам» стремится к созданию централизованного и авторитарного государства. Они хотят заменить арабское национальное государство на исламско-арабское, где религиозные и националистические элементы соединяются для поддержания власти.

В отличие от более ранних арабских режимов, которые, хоть и ограничивали политическое разнообразие, позволяли существовать некоторым партиям в формализованной форме (например, в рамках Баасистского режима), «ХайятТахрир аш-Шам» не дает пространства для политической конкуренции или женщин в своей политической системе. Это создание общества, в котором подчинение строго навязывается, а любой отказ от следования единой идеологии жестко карается.

Процесс создания более «мягкого имиджа», которым сейчас занимается «Хайят Тахрир аш-Шам», — это попытка выиграть поддержку на международной арене, но в реальности их действия свидетельствуют о намерении укрепить свою монополию на власть. Это напоминает ситуации в странах, где власть, оправданная религиозной идеологией, является жесткой и подавляющей.

Опыт Ирана, где после революции 1979 года Хомейни, несмотря на сотрудничество с различными политическими силами, в конечном итоге уничтожил коммунистические и курдские движения, служит предостережением. В странах, основанных на религиозных идеологиях, борьба за власть может быть особенно жестокой и нетерпимой к альтернативам, что делает восстановление демократии крайне сложным. Это также является важным моментом для анализа ситуации в Сирии, где подобные силы могут подрывать любые попытки достичь демократических изменений.

Вы правильно указываете на сложность ситуации в Сирии, которая, хотя и отличается от Афганистана в плане этнического и культурного разнообразия, сталкивается с такими же проблемами в контексте политического управления и демократических процессов. Иран, как вы отметили, также имеет сложную историю, где персидский национализм и религиозная идеология превалируют, несмотря на наличие различных народов и культур в стране. С 1979 года в Иране нет демократического правительства, а его политическая система полностью контролируется религиозными советами, что исключает истинную политическую свободу.

Ситуация в Сирии не менее сложна. После долгой гражданской войны, в условиях давления со стороны разных внешних сил и внутренних конфликтов, власти, поддерживаемые «Хайят Тахрир аш-Шам», встали у руля. Важным моментом является то, что, несмотря на свои попытки улучшить имидж, они фактически создают авторитарную систему, основанную на жестком исламско-арабском национализме, который, как и в Иране или под властями Баас, исключает любые попытки к политическому плюрализму. Эти силы стремятся к монополии на власть и не допускают политической конкуренции или воли других групп.

Кроме того, вмешательство Турции в сирийский конфликт и создание Сирийской национальной армии (СНА) добавляют еще один слой сложности. Турция, которая контролирует значительную часть территории Сирии, преследует свои геополитические цели, в том числе подавить курдов и не дать им получить статус. При этом «Хайят Тахрир аш-Шам» не предпринимает действий для сдерживания турецкой агрессии, что приводит к тому, что Сирия фактически находится под контролем внешних сил.

В условиях таких сложных взаимодействий, всем силам, стремящимся к демократическому преобразованию Сирии, необходимо проявлять осторожность и критический подход. Нельзя доверять наивным ожиданиям. Система, которую строит «Хайят Тахрир аш-Шам», с ее жестким контролем и ограничением политической свободы, не является системой, основанной на демократии или правах человека. Важно, чтобы внутренняя и внешняя поддержка для демократических преобразований учитывала эти реалии и правильно оценивала риски.

Источник Yeni Özgür Politika

* - «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида» и ИГИЛ признаны террористическими организациями в ряде стран.