Немецкие избиратели заслуживают более серьезной избирательной кампании

Несерьезное соревнование не способно противостоять трудному выбору, стоящему перед крупнейшей экономикой Европы.

Выборы в Германии 26 сентября ознаменуют новую эру. Ангела Меркель, которая на протяжении 16 лет занимала пост канцлера, уходит в отставку. Кто станет ее преемником, неизвестно. На парламентских выборах используется сочетание пропорционального представительства (с 5% порогом для партий, чтобы пройти в Бундестаг) и одномандатных округов. Традиционные крупные партии – правоцентристские христианские демократы госпожи Меркель и их баварские коллеги (ХДС\ХСС) и левоцентристские социал-демократы (СДП) – набирают все меньше голосов, а коалиции часто преодолевают раскол между правыми и левыми. Это затрудняет прогнозирование следующего правительства, даже если опросы точны, что часто бывает не так.

The Economist разработал модель, которая объединяет опросы и данные других прогнозов, проводит тысячи имитационных выборов и оценивает наиболее вероятные результаты и шансы различных коалиций сформировать большинство. Наша модель показывает, что три комбинации, каждая из которых имеет прозвище, основанное на цветах ее партии, имеют правдоподобные шансы получить более половины мест в Бундестаге. Это «ямайская» коалиция, состоящая из ХДС\ХСС, «зеленых» и либеральных свободных демократов (СвДП); «светофорная» комбинация из «зеленых», СДП и СвДП и, наименее вероятная, «черно-зеленая» коалиция ХДС\ХСС и «зеленых».

Наши результаты показывают, насколько неопределенными остаются выборы. Избиратели не только не знают, кто победит; многие также не знают, что на самом деле отстаивают партии. Кампания была удручающе поверхностной, избегая серьезных политических дебатов и сосредотачиваясь на недостатках и промахах партийных лидеров. В критический момент своей истории граждане Германии не имеют четкого выбора направления.

В стратегическом плане осторожность партий понятна. Ни один из кандидатов от крупных партий не пользуется большой популярностью. Армин Лашет от ХДС\ХСС добился поддержки своей партии на пост канцлера, позиционируя себя как самого безвкусного претендента, и кампания подтвердила его репутацию. Анналена Баербок, кандидат от «зеленых», получила кратковременный всплеск одобрения после своего выдвижения в апреле, но плохо справилась со скандалом, связанным с плагиатом, и с тех пор стала робкой. Наименее непопулярный Олаф Шольц, кандидат от СДП и нынешний министр финансов, пользуется большим доверием избирателей, чем его партия. Но это во многом объясняется тем, что популярность СДП сильно упала после восьми лет, проведенных в качестве младшего партнера в большой коалиции с госпожой Меркель.

Тем не менее, по целому ряду вопросов партии Германии должны четко обозначить свою позицию.

Июльские наводнения наглядно продемонстрировали неотложность более жесткой политики по борьбе с изменением климата – области, в которой Германия с ее огромной автомобильной промышленностью и гудящими угольными электростанциями сталкивается с большими проблемами.

Германии будет трудно поддерживать свои дружеские экономические отношения с Китаем, который остальной Запад рассматривает как стратегического конкурента.

Отношения с Россией колеблются между твердостью, которую госпожа Меркель проявила после Крыма, и примирительной ост-политикой, которую она проводит в отношении газопровода «Северный поток-2».

Согласие Германии на план восстановления Европейского союза после covid-19 скрывает глубокие разногласия по поводу коллективных европейских расходов и долга.

По всем этим вопросам у партий есть реальные разногласия. «Зеленые» хотят перехода к нулевым выбросам углерода под руководством государства, более жесткой позиции по отношению к Китаю и России и большего европейского единства. ХДС/ХСС хотят дать бизнесу время на адаптацию к низкоуглеродной экономике и сбалансировать независимость внешней политики от Китая с экономическим сотрудничеством с ним. СПД хочет перераспределить больше доходов и избежать раздоров с иностранными державами.

Избиратели практически ничего не слышат об этих различиях. Опасность заключается в том, что коалиция, которая сформируется в качестве следующего правительства Германии, не будет иметь мандата для принятия жизненно важных политических решений. Молчание, похоже, не пользуется популярностью: два новых опроса, опубликованных на этой неделе, показали совершенно удручающие результаты для неуверенного в себе г-на Лашета и его ХДС/ХСС.

Лидеры немецких партий могут думать, что, не привлекая внимания к своим позициям по вопросам, вызывающим разногласия, они играют в безопасность. Но эта стратегия совсем не безопасна, ни сегодня, ни в долгосрочной перспективе.