Насколько свободными и справедливыми будут выборы в Турции?

С тех пор как 20 лет назад Реджеп Тайип Эрдоган пришел к власти в Турции, ему практически не грозила опасность ее потерять.

Эрдоган и его Партия справедливости и развития (ПСР) побеждали на всех президентских и парламентских выборах, обычно с комфортным перевесом. За это время он становился все более авторитарным, оказывая чрезмерное влияние на суды, центральный банк и другие государственные учреждения, запугивая оппозицию и независимые СМИ.

Опросы, однако, показывают, что даже с учетом перевеса в пользу Эрдогана, президентские и парламентские выборы, которые состоятся 14 мая, слишком близки к развязке. (Второй тур будет проведен 28 мая, если ни один из кандидатов в президенты не наберет более половины голосов). Если голосование будет свободным, то Эрдогана вполне может сместить Кемаль Киличдароглу, возглавляющий объединенную оппозицию, которая стремится к восстановлению демократии. Но так ли это?

Высокие ставки и небольшой разрыв в результатах голосования между двумя основными кандидатами привели к предположениям, что Эрдоган может вмешаться в выборы, оспорить результаты, если он проиграет, или даже отказаться соблюдать законы. Сильный лидер Турции не развеял эти опасения. «Мой народ не отдаст эту страну президенту, которого поддерживают [террористы]», - заявил он 1 мая. Министр внутренних дел Сулейман Сойлу заявил, что выборы могут стать «попыткой политического переворота при поддержке Запада».

Первый вопрос заключается в том, будет ли произведен точный подсчет голосов. Оппозиционные политики утверждают, что у них есть средства для обеспечения этого. Оппозиция планирует направить не менее двух наблюдателей к каждой из 192 000 урн для голосования, провести собственный подсчет голосов и сравнить свои цифры с данными, полученными ночью избирательной комиссией Турции (которая поддерживает Эрдогана, но не полностью контролируется им).

Кроме того, НПО Oy ve Otesi планирует направить не менее 70 000 беспартийных наблюдателей. По словам Ханде Туран, члена правления организации, в трех крупнейших городах Турции - Стамбуле, Измире и Анкаре - зарегистрировалось так много желающих, что группа закрыла регистрацию. По ее мнению, высокий уровень контроля означает, что риск фальсификации результатов голосования в больших масштабах ничтожно мал.

Более серьезной проблемой может стать ситуация в некоторых районах страны, опустошенных двойным землетрясением в феврале, в результате которого погибло более 50 000 человек. Из 3 млн. человек, перемещенных в результате стихийного бедствия, только половина зарегистрировалась для голосования в тех местах, куда они переехали. В Турции практически не предусмотрено заочное голосование. Остальные, то есть те, кому придется вернуться в разрушенные родные города, чтобы проголосовать, составляют около 2% от 64 млн. избирателей Турции. Политические партии предложили им вернуться на автобусах, но многие из них не смогут проделать этот долгий путь. Неясно, кто выиграет, если явка среди таких избирателей будет низкой.

Кроме того, возникает вопрос о том, что будет делать Эрдоган, если избиратели проголосуют против него. Высокопоставленные чиновники отвергают любые предположения о том, что президент откажется передать власть. Но десятки людей, которым есть что терять, включая коррумпированных чиновников и бизнесменов, зависящих от государственных контрактов, могут попытаться убедить его сохранить власть, особенно в случае проигрыша. Для этого Эрдогану понадобится поддержка бюрократии и сил безопасности, говорит Гонул Тол, аналитик Института Ближнего Востока, вашингтонского аналитического центра. «Но это рискованный сценарий для него, - отмечает она. - Я не думаю, что институты поддержат Эрдогана, который только что проиграл выборы, потому что они не хотят рисковать юридическими последствиями [в случае победы оппозиции]».

Многие наблюдатели за пределами Турции считают, что Эрдоган не может позволить себе проиграть выборы. Более распространенное мнение внутри страны заключается в том, что он не может позволить себе украсть выборы. Турки убеждены, что их голоса имеют значение. Явка на последних четырех выборах составляла в среднем 85%, что ставит большинство европейских стран в неловкое положение.

Прошлые выборы были небезупречны, но не были украдены. Любая попытка фальсификации выборов или переворота может спровоцировать массовые протесты, насилие и экономические потрясения. Избирательная урна стала, возможно, последним клапаном для инакомыслия в Турции. Закройте его, и страна рискует взорваться.