Китай раскрывает объятия Саудовской Аравии
Пекин отказывается от нейтралитета, чтобы заполнить пустоту, оставленную США на Ближнем Востоке. И это беспокоит Иран.
Пекин отказывается от нейтралитета, чтобы заполнить пустоту, оставленную США на Ближнем Востоке. И это беспокоит Иран.
В Иране растут опасения в отношение того, что быстрое потепление отношений Китая с Саудовской Аравией идет вразрез с давним обещанием Пекина соблюдать нейтралитет. Выступая под флагом невмешательства, Китай никогда не пытался играть роль посредника между Ираном и его соперниками на Ближнем Востоке. Но совместные заявления, опубликованные во время недавнего визита руководителя КНР Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию, заставили политиков в Тегеране задуматься о том, не изменилось ли направление политики Китая в отношении региона, особенно в связи с сокращением присутствия там США.
В совместном заявлении, опубликованном после встречи Китая и стран Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССПЗ), Иран назван сторонником региональных террористических групп и распространителем баллистических ракет и беспилотников. В заявлении также отмечается важность решения вопроса «иранского ядерного досье и дестабилизирующей региональной деятельности»Включение «дестабилизирующей деятельности» в текст заявления шокировало иранских чиновников, которые долгое время считали, что ядерные переговоры должны быть посвящены исключительно ядерной программе.
Кроме того, в совместном заявлении поднимается вопрос о трех островах, расположенных в Ормузском проливе - Большой Тунб, Малый Тунб и Абу-Муса, - островах, которые находятся под управлением Ирана, но на которые претендуют Объединенные Арабские Эмираты. В заявлении говорится: «Лидеры подтвердили свою поддержку всех мирных усилий, включая инициативу и усилия Объединенных Арабских Эмиратов, для достижения мирного решения».
Заявление застало иранских чиновников врасплох. Ранее, когда Иран просил Китай встать на его сторону в ядерных переговорах и работать со странами Eвропы - Великобританией, Германией и Францией - для спасения ядерной сделки (отказ Ирана от программ ядерных вооружений в обмен на снятие с него американских санкций - прим), Пекин отвечал, что не будет вмешиваться и что его взгляды на регион в основном экономические.
Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиан написал в Твиттере ответ на заявление, указав на то, что три острова являются «неотъемлемой частью чистой земли Ирана и принадлежат родине навечно. В таких условиях необходимо уважения к территориальной целостности Ирана. Мы не идем на поводу у какой-либо стороны».
Мохаммад Джамшиди, заместитель директора по политическим вопросам в офисе президента Ирана Эбрахима Раиси, в ответ на причисление Тегерана к сторонникам террористических группировок написал в Твиттере: «Китайские коллеги должны помнить, что Саудовская Аравия и Америка поддерживали террористические группировки ИГИЛ* и Аль-Каиду* в Сирии и разрушали Йемен в ходе жестокой военной агрессии, тогда как именно Иран боролся с террористами, чтобы добиться стабильности и обеспечить безопасность в регионе».
Иорданский король Абдалла предупреждает об эскалации конфликта вокруг Иерусалима
Однако, как бы Иран ни был разочарован визитом Си в Саудовскую Аравию, он не может рисковать занять более жесткую позицию и испортить отношения с Пекином.
«Китай для нас не то же самое, что такая страна, как Германия. Мы можем вызвать посла Германии, но не Китая, - сказал иранский чиновник на условиях анонимности. - Мы по-прежнему считаем их друзьями, и нам нужно, чтобы они продолжали покупать у нас нефть и инвестировали в нашу нефтяную инфраструктуру».
Тем не менее, Тегеран был настолько расстроен, что в субботу все же вызвал посла Китая для обсуждения спорного совместного заявления. Министерство иностранных дел Ирана назвало этот обмен «встречей», а не вызовом.
Визит Си в Саудовскую Аравию 7-10 декабря состоялся вскоре после того, как он добился третьего срока в качестве высшего лидера Китая на национальном съезде Коммунистической партии Китая в конце октября. Этот визит представляет собой одну из первых зарубежных поездок лидера после более чем двухлетнего перерыва из-за пандемии.
Поездка состоялась на фоне усиливающегося раскола между США и Саудовской Аравией по вопросам прав человека и в связи с отказом Эр-Рияда выполнить просьбу президента США Джо Байдена о сохранении низких цен на нефть.
Пекин увидел золотую возможность закрепиться на Ближнем Востоке и противостоять усилиям Вашингтона по перемещению американских активов в Индо-Тихоокеанский регион (целью такого перемещения является укрепление союзников США и противостояние Китаю - прим.).
Мэтью Брайза, бывший заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам, сказал в интервью Nikkei Asia, что Китай «посылает всем нам сигналы о том, что у КНР гораздо более широкие экономические и стратегические интересы, чем мы всегда предполагали».
Иранцы понимают, что они могут стать сопутствующим ущербом в этой геополитической игре.
Саудовская Аравия является крупнейшим в мире экспортером нефти, а Китай - ее главным потребителем. На саммите Китай - Персидский залив Си заявил, что обе стороны имеют высокую степень взаимодополняемости: «Китай имеет обширный потребительский рынок и полную промышленную систему, а ССАГПЗ, обладая богатыми энергетическими ресурсами, идет по пути диверсифицированного экономического развития». Это делает обе стороны естественными партнерами по сотрудничеству, добавил китайский лидер.
Во время своего пребывания в Саудовской Аравии Си провел двусторонние встречи с почти 20 арабскими лидерами, сообщил журналистам министр иностранных дел Китая Ван И. Он назвал поездку Си крупнейшей дипломатической акцией Китая в процессе его взаимодействия с арабским миром с момента основания Китайской Народной Республики в 1949 году.
На саммите Китай - ССАГПЗ к Си присоединились наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани, который покинул чемпионат мира по футболу в Дохе, чтобы принять участие в саммите, и король Бахрейна Хамад бин Иса Аль Халифа. В мероприятии также приняли участие кронпринц Кувейта, заместитель премьер-министра Омана и правитель Фуджейры в Объединенных Арабских Эмиратах.
Грандиозный прием Си в Эр-Рияде начался в тот момент, когда самолет китайского лидера вошел в воздушное пространство Саудовской Аравии, причем самолет сопровождали четыре истребителя ВВС Саудовской Аравии. К ним присоединились еще шесть самолетов, которые прочертили в воздухе красно-желтые контуры в знак уважения к китайскому флагу.
Автомобиль Си был встречен конным парадом в королевском дворце Аль-Ямама, где его ожидал наследный принц Мухаммед бин Салман.
Кронпринц и Си подписали различные соглашения, включая план по согласованию китайской инициативы «Пояс и путь» с программой модернизации саудовского королевства «Видение 2030», направленной на снижение зависимости Эр-Рияда от нефти. Также были подписаны меморандумы о взаимопонимании по водородной энергетике, солнечной энергетике, прямым инвестициям и жилищному строительству.
Брайза, бывший американский чиновник, сказал, что хотя Китай не вытеснит США в качестве ключевого поставщика безопасности на Ближнем Востоке, «геостратегически США хотят быть уверенными в том, что Китай не будет делать шаги, которые приведут к дестабилизации и вытеснению США».
«Мохаммед бин Салман играет в многомерные игры, - добавил Брайза, - добиваясь жизнеспособных экономических и стратегических отношения с крупнейшей страной мира. Это вполне объяснимо».
Хотя Иран понимает подоплеку визита, его политики опасаются, что этот сдвиг происходит за его счет. Одобрение Си совместного заявления Китая и стран Персидского залива - с элементами, непосредственно направленными против Ирана - рассматривается как доказательство этого. Случившееся шокировало Тегеран.
Иран по-прежнему рассчитывает на китайские инвестиции и на то, что КНР будет покупать его нефть на черном рынке, хотя и со значительной скидкой.
Несмотря на скидку, «наши продажи на хорошем уровне», - сказал иранский чиновник. Он добавил: «Китай, как и Россия, вкладывает большие деньги в нашу нефтегазовую промышленность. Россияне пообещали инвестировать 40 миллиардов долларов, а китайцы собираются сделать аналогичное инвестиционное предложение в течение следующих двух месяцев».
* - террористическая организация, запрещена в РФ