Абдулла Оджалан: я сражаюсь за мир
Абдулла Оджалан борется за демократическое решение курдского вопроса и упорно продолжает «войну за мир», как он сам называет свое сопротивление, даже в условиях тюремной изоляции на острове Имралы.
Абдулла Оджалан борется за демократическое решение курдского вопроса и упорно продолжает «войну за мир», как он сам называет свое сопротивление, даже в условиях тюремной изоляции на острове Имралы.
Более 70 миллионов человек погибли во время Второй мировой войны, которая началась с вторжения нацистов в Польшу 1 сентября 1939 года и продолжалась 6 лет. Советский Союз и участники Варшавского договора объявили 1 сентября Международным днем мира, чтобы почтить память погибших в страшной войне и установить мир. Организация Объединенных Наций (ООН), в свою очередь, объявила 21 сентября Днем мира в 1981 году. По этой причине в одних странах мира этот праздник отмечается 1 сентября, а в других – 21 сентября.
Однако, за 85 лет, прошедших после этой катастрофы, военные действия, столкновения и конфликты продолжаются по всему миру, особенно на Ближнем Востоке. К конфликтам в Турции, Ираке, Иране и Сирии добавились нападения Израиля на Палестину 7 октября 2023 года. Помимо Палестины Израиль продолжал атаки на Ливан и Иран, и народы мира вновь стали свидетелями кровавой политики национальных государств.
Изоляция на Имралы
Одним из главных требований, которое звучало на мероприятиях Международного дня мира, прошедших во многих городах Турции, Курдистана и Европы, было демократическое решение курдского вопроса. Всемирно известный политзаключенный – курдский лидер Абдулла Оджалан – назвал 9 октября 1998 года, дату реализации международного заговора турецкого режима против освободительного движения, «началом 3-й мировой войны». В то время как от Оджалана, который содержится в закрытой тюрьме типа F в условиях строгой изоляции уже более 25 лет, не поступало никаких вестей 42 месяца кряду, в Турецкой Республике наблюдается рост насилия и конфликтов. Кризис начался с 2015 года, когда правительство вновь ввело концепцию войны, и затронул многие области, особенно экономику и законодательство. Бесчисленные призывы Абдуллы Оджалана к демократическому решению курдского вопроса и прочному миру остались без ответа. Не позволяя этим призывам дойти до миллионов, правительство спровоцировало хаос своей военной политикой. Оджалан же не отказался от своего стремления к миру, несмотря на все негативные тенденции, а оценки, которые он давал происходившему в регионе, по-прежнему сохраняют актуальность.
«Я приложу все необходимые усилия для достижения мира»
7 июня 1999 года Абдулла Оджалан сказал в ходе встречи с адвокатом: «В каждой войне есть периоды мира. Те, кто не знают мира, устраивают хаос войны. Прийти к мирному соглашению сложнее, чем вести войны. Вы должны правильно понимать явления войны и мира. Завтра я могу пойти на смерть, но я приложу огромные усилия для достижения мира. Война – это разрушение уродства, мир – сотворение красоты. Нулевой отметки здесь не существует. К миру нужно относиться, как к искусству. Это мой совет».
На другой встрече с адвокатами, состоявшейся 19 июня того же года, курдский лидер добавил следующее: «Это утопия мирной войны. Поймите мою жизнь именно так. Я хочу реализовать утопию мира. Я очень серьезно отношусь к миру. Его нельзя понимать, как тактику».
«Смысл – в свободе»
Абдулла Оджалан много раз подчеркивал, что мир – цель его жизни. Он сказал на встрече, имевшей место 29 июня 1999 года: «Идет невероятная борьба за мир. Перейдет ли двухвековая борьба, интенсивный кровавый конфликт, в мирный процесс, придет ли ей конец? Великие усилия по установлению мира начинаются, и это историческое событие. Мы несем на себе основное бремя войны и мира. Каждая секунда здесь священна и требует уважения. Никто не пережил более жестокую войну, чем мы. Понятно ли, что я буду жить ради мира? Смысл и войны, и мира – свобода, свобода для всех. Я надеюсь, что все это поймут».
Новое понимание мира
Подчеркивая, что он борется за мир, Оджалан сказал следующее на встрече 2 декабря 1999 года: «Я нахожусь на войне 24 часа в сутки. Я борюсь за мир. Война за мир сложнее, чем война внешняя. Мир – это не только объятия. У него есть ужасные враги. Наша сторона, моя сторона, должна была внести свой вклад в мирный процесс».
На следующей встрече, состоявшейся 6 декабря 1999 года, Абдулла Оджалан указал на необходимость нового понимания мира: «Начнется либо новый конфликт, либо всеобъемлющий процесс мирного урегулирования. Неопределенность опасна. Если работа на благо мира не даст эффекта, конфликт будет развиваться».
Философия войны
Курдский лидер сделал много аналитических выводов о мире в своих защитных текстах, написанных им для выступления в судах, находясь в тюрьме на Имралы.
Заявив, что он будет рассматривать процесс своего судилища, как поиск и призыв к демократическому миру, Оджалан анализировал мир следующим образом: «Общим методом стала логика в духе «ваши права существуют настолько, насколько вы боретесь». Этот менталитет, согласно которому те, кто ищет прав, должны уметь сражаться, и это суть «философии войны». Прославление этого менталитета во всех школах религии, философии и искусства дошло до того, что действия горстки узурпаторов стали называться «самыми святыми действиями». Акт узурпации называют героизмом и святостью. Войны прославляют и превращают в средство решения всех социальных проблем. Эта мораль сковала общество, как будто другие решения, кроме войны, невозможны, а если и возможны, то не считаются приемлемыми. В результате священным средством решения проблем стало насилие. Пока это понимание истории не будет преодолено, трудно реалистично оценивать социальные явления и искать решения проблем без войны. О силе этого менталитета говорит тот факт, что даже самые миролюбивые идеологии не могут удержаться от войны. Даже великие религии и современные классовые и национальные движения, стремящиеся к вечному миру, не могут удержаться от борьбы в стиле воинственной правящей клики. Это еще одно доказательство указанного тезиса.
Демократизация – наиболее эффективное решение
Оджалан отметил, что народы преодолевают шовинизм и стремятся к демократии и миру, анализируя эти процессы в современной цивилизации: «Существует большая вероятность того, что период одностороннего волеизъявления капитализма закончится, и что народы преодолеют шовинизм и национализм, несущий войну, смогут добиться демократизации и мира. Тогда они встретятся со своей культурной реальностью. Это также возможно не в одиночку, а в партнерстве с государственно ориентированными, но более демократическими структурами господствующей системы, основанной на принципах... Бесспорно, что демократия – самый эффективный инструмент в решении социальных проблем, особенно вопроса мира. Она черпает свою силу из убеждения, а не из войны, за исключением случаев крайне необходимой законной обороны. Сравнивая то, что можно потерять в результате войны, с тем, что можно приобрести в результате убеждения, демократия всегда может выработать решения, отвечающие интересам народов. Смелые и реалистичные дискуссии высвечивают проблемы. Затем выявленные проблемы могут быть решены при самом широком участии сторон, с помощью глубоких компромиссов. Ни одна система не может быть столь противоречивой, как демократия, и столь же успешной в раскрытии истины».
Связь между миром и обществом
Оджалан, посвятивший свою жизнь решению курдского вопроса, уделял ему особое внимание во время своего суда. Он отмечал, что эта проблема сложна и многогранна. Заявив, что курды имеют трудности с государственными системами во всех четырех частях Курдистана, Абдулла Оджалан сказал: «Им даже не позволяют пользоваться своими основными гражданскими правами. Их политические и экономические права вообще не выносятся на повестку дня. В истории человечества идеологии всегда прибегали к нереалистичным аргументам, оправдывая войны, которые препятствуют установлению мира среди людей. Это постоянно приводит к появлению контр-идеологий и контр-структур, удерживающих общество в состоянии напряженности и конфликта. Все события в мире, регионе, Турции и Курдистане требуют мира и демократического решения. Государство, власть имущие и те, кто занимается проблемой войны, а значит, и мира, должны сделать приоритетом концепцию компетентности и общественного управления».
Декларация решения
Говоря о крайнем националистическом подходе государственных систем, курдский лидер заявил: «Если в Курдистане возобладают те же самые националистические течения, то возникнет не один, а четыре варианта Израиля и Палестины. Из этого следует сделать множество выводов. Кроме того, известны последствия сегодняшних конфликтов в Карабахе, Косово, на Кипре, а также недавних армяно-османского, курдско-республиканского, арабо-османского, курдско-иракского конфликтов. Самый верный способ избежать новых трагедий – решиться на последовательное и искреннее решение курдского вопроса путем мирных демократических реформ, не сводя ситуацию к позиции уничтожения и отрицания. Наша общая формула для поиска выхода – обобщение формулы «государство + демократия в Курдистане», как партнерства общей безопасности и общественного пространства, которое мы проанализировали на примере Турции, на всем Ближнем Востоке. В конкретном выражении это «демократизация на Ближнем Востоке + восприимчивость государства к демократии = свобода Курдистана». Свободный Курдистан больше похож на демократический Курдистан».
В 2003 году Абдулла Оджалан объявил о создании «дорожной карты», стратегии достижения прочного мира и демократического решения. Он призвал мир уделить внимание этому вопросу 1 сентября, в Международный день мира, чтобы эта дата стала вехой на пути примирения и решения.
В «Декларации о примирении и решении», состоящей из 10 пунктов и принятой 13 августа 2003 года в преддверии 1 сентября 2003 года, Оджалан написал:
«Я предлагаю демократические рамки в качестве первого шага к примирению и решению. Исходя из этого, я также считаю важным инициировать процесс гармонизации с Европейским Союзом. Я думаю, что демократические рамки и другие предложения, которые я выдвинул, также соответствуют юридическим практикам и нормам Европейского Союза. Исходя из этого:
- Необходимо устранить препятствия для свободы мысли и свободы создания организаций и создать все условия для свободной политики.
- Закон о политических партиях и выборах должен быть изменен в соответствии с демократическими критериями. Должны быть созданы все условия для проведения свободных и независимых выборов.
- Должен быть принят демократический закон о местном самоуправлении, и демократия должна получить новые возможности путем расширения полномочий местных органов власти.
- Путь и опыт курдов должен быть принят, как фундаментальный факт демократизации. Его включение в рамки демократии означает, что курды – участники процесса демократизации.
- Культурные права курдов должны быть признаны. Этот народ должен иметь возможность свободно жить в рамках родной культуры, поскольку это не противоречит фундаментальным качествам Республики. Это включает в себя право на курдское телевидение, радиовещания, книги и образование на родном языке. В этом вопросе не должно быть никаких ограничений, никаких попраний культурных прав. Право на собственное телевидение, радио, прессу и образование должно быть предоставлено народу по мере его потребности.
- Демократические и политические права курдов должны быть обеспечены юридическими и конституционными гарантиями.
- Должны быть предприняты необходимые инициативы для обеспечения безопасного возвращения людей в родные деревни при условии необходимых административных, правовых, экономических и социальных мер.
- Бандитизм должен быть ликвидирован путем принятия экономических и социальных мер. Незаконные вооруженные силы и бандформирования, обосновавшиеся на территории государства и не имеющие правовой основы существования, должны быть ликвидированы. Никакие другие силы безопасности, кроме законных подразделений, не должны существовать.
- С точки зрения создания экономической базы необходимо разработать новые проекты для формирования экономики региона в рамках эффективного планирования в границах проекта Юго-Восточной Анатолии. Следует также обеспечить возвращение в деревни населения, оставившего свои дома.
- Необходимо принять Закон о социальном мире и демократическом участии, чтобы обеспечить участие лиц, находящихся в горах, в изгнании и в тюрьмах, в правовом и демократическом процессе.
- Если примирение и диалог не будут развиваться, использование права на законную защиту будет рассматриваться как часть решения.
- Государство должно принести извинения курдам за ошибочную политику, проводившуюся до сих пор».
Анализ проекта демократической нации
В беседе от 13 декабря 2006 года Оджалан заявил, что концепция демократической нации должна получить распространение в ближневосточном регионе: «Это единственный способ найти решение на Ближнем Востоке. Без демократизации ближневосточные страны не смогут справиться с существующими структурами национальных режимов и эволюционировать. В таком случае им не избежать влияния европейских государств и США, основателей системы национальных держав. Мое понимание демократической нации, выраженное и другими философами, – это единственный способ решить проблемы Турции мирным и демократическим путем. В противном случае проблемы не могут быть решены с помощью сухой, ложной логики национального государства, как это делают партии ПНД и НРП».
Оджалан также дал важные оценки мирному процессу во время встреч, состоявшихся в период с 2013 по 2015 год. На первой встрече с делегацией на Имралы 3 января 2013 года он сказал: «Я работаю на благо мира уже 23 года». На встрече с делегацией, которая имела место 23 февраля 2013 года, он охарактеризовал процесс урегулирования, как «исторический переход к миру и демократической жизни».
Процесс мирного урегулирования
Напомнив, что мирные усилия начались при Тургуте Озале, Абдулла Оджалан заявил в беседе от 21 июля 2013 года: «...Мы не начинали войну против ПСР. Сначала мы боролись против курдских феодалов, а затем против государственных структур. Теперь мы хотим идти бесконфликтным путем к миру с представителями государства. Но ПСР не сделала ни шагу со своей стороны». Курдский лидер предупредил, что если не будет настоящего мира, придет война, и сказал на встрече от 27 февраля 2015 года: «Если ПСР захочет стать ещё более авторитарной, эта партия уничтожит себя сама. При условии угрозы партизаны дадут отпор. Если не будет ни соглашения, ни решения, ни мира, если освободительному движению навяжут фашизм, начнется война».
Изоляция и расистские нападения
После того, как правительство прекратило процесс диалога, заявив, что он «заморожен», изоляция Оджалана усилилась. На фоне этих событий в 2018 году началась голодовка под руководством сопредседательницы Конгресса демократического общества (КДО) Лейлы Гювен. В результате голодовки призывы к поиску оптимального решения вышли на первый план в ходе нескольких встреч с Абдуллой Оджаланом, состоявшихся в 2019 году. Тогда курдский лидер сказал: «Я пытаюсь освободить место для курдов, давайте решим курдский вопрос. Я говорю, что могу устранить почву для конфликта за неделю. Я могу решить этот вопрос, я доверяю себе, и я готов к решению. Однако, государство и государственные умы должны сделать то, что необходимо».
На данный момент от Абдуллы Оджалана и других заключенных островной тюрьмы нет никаких новостей уже 42 месяца. Изоляция на Имралы усугубляется. Война против курдов создала почву для появления нового поколения националистов и расистов, а военная политика привела к росту бедности в Турции.