Сирри Сурейя Ондер, заместитель спикера парламента и участник делегации на Имралы от Партии народного равенства и демократии (ПНРД), скончался в больнице «Флоренс Найтингейл», где проходил лечение в последние недели. Политик боролся за жизнь 18 дней.
Ондер, говоривший, что «однажды мир неизбежно наступит, и мы не откажемся от борьбы до этого дня», был одной из самых важных фигур в курдском политическом движении в Турции. Он был известен своей стойкостью и готовностью отстаивать интересы демократического общества. Ондер выделялся, как представитель искусства с прекрасным чувством юмора. Действуя на пересечении искусства и политики, он играл ключевую роль в процессах переговоров и привлекал внимание своей последовательной, ориентированной на диалог и миролюбивой позицией.
Он узнал об исламе и выбрал социализм
Ондер родился в Адыямане в туркменской семье в 1962 году, и почти всё его окружение было курдами. Он потерял отца, когда ему было восемь лет. Отец Ондера был одним из основателей адыяманского отделения Рабочей партии Турции (РПТ), а семья его матери принадлежала к другой традиции – направлению ислама, поддерживавшего движение Нур. Этот контраст сформировал мировоззрение Сирри. В одном из интервью он говорил: «Сторона моего отца была социалистической, сторона матери – пронуровской; оба они были вне системы. Это позволило мне познакомиться с обоими направлениями и узнать многое об исламе, но в итоге я выбрал социализм».
Переворот 1980 года и тюрьма
Ондер познакомился с левыми идеями, когда учился в средней школе, а в старших классах вступил в революционные социалистические группы. В 1978 году, ещё будучи учеником школы, он попал в тюрьму за участие в протесте против резни в Мараше.
После школы он поступил на факультет политологии университета в Анкаре. Он продолжал участвовать в революционной политике; ему было всего 18 лет, когда произошел государственный переворот 12 сентября 1980 года. После этого юноша принял ещё более интенсивное участие в сопротивлении. В следующем году он оказался в тюрьме за свою политическую деятельность. Отбывая семилетний срок своего заключения в тюрьме Улуджанлар, а также тюрьмах в Мамаке и Хаймане, он подвергался пыткам и участвовал в голодовках.
Водитель грузовика, кинорежиссер и политик
Получив свободу после долгих лет заключения, Ондер поселился в Стамбуле и работал в разных сферах. Ему приходилось трудиться водителем грузовика, а позже он обратился к сценарному мастерству. Интерес Ондера к кино и сценариям начался с фильма Duvar («Стена» Йылмаза Гюнея). Он говорил: «Я тоже был заключен в стенах; я понял, что я не один. Тогда я начал писать». Ондер рассказывал об этом, соединяя свою личную историю с коллективной памятью. Получив образование, он начал рассказывать о собственном гневе средствами искусства, создав свой первый фильм Beynelmilel («Интернационал»).
Ондер получил широкую известность благодаря фильму Beynelmilel (2006) и продолжил работу в качестве сценариста, режиссера и актера в таких картинах, как O... Çocukları, Düğün Dernek и Yeraltı.
В 2011 году он пришел в политику и был избран депутатом парламента Стамбула по спискам Партии мира и демократии (ПМД). В 2013 году он стал одним из основателей Демократической партии народов (ДПН), где занимал пост заместителя сопредседателя.
Для Сирри Сурейи курдский вопрос был не просто исторической проблемой. Этот вопрос олицетворял собой давнюю эксплуатацию, историческое угнетение, тиранию, авторитаризм, маргинализацию и неравенство в Турции.
Ондер передал послания Оджалана общественности
Сирри Сурейя Ондер был одним из важнейших участников мирных переговоров (процесса урегулирования), проходивших в период с 2013 по 2015 год, и участником делегации, посещавшей Имралы. Участвуя во встречах с курдским лидером Абдуллой Оджаланом, он сыграл важную роль в завоевании общественной поддержки стратегии примирения.
В 2013 году он зачитал призыв Оджалана к перемирию на праздновании Науроза (Нового года) в Амеде (Диярбакыре).
Во время протестов в парке Гези в 2013 году политик стал одной из символических фигур сопротивления.
Встречая Науроз в 2014 и 2015 годах, он снова передавал послания Оджалана общественности.
Он зачитал текст консенсуса Долмабахче в 2015 году
Во время переговоров, начавшихся после встречи вице-премьера Ялчина Акдогана с делегацией ДПН 28 февраля 2015 года, Ондер зачитал текст консенсуса Долмабахче из 10 пунктов, который стал важным шагом в процессе урегулирования. После того, как 7 июня 2015 года партия преодолела избирательный порог, а ПСР, партия Эрдогана, потеряла большинство, примирение зашло в тупик, завершившись заявлением президента Турции о том, что он не принимает консенсус Долмабахче.
Удары турецких вооруженных сил по зонам обороны Мидии (районы, удерживаемые партизанами в Южном Курдистане, на севере Ирака) привели к возобновлению боестолкновений, и на политической арене Турции усилилось давление и аресты представителей ДПН. Власти стремились лишить партию работоспособности. В результате репрессий в 2016 году нескольких парламентариев от ДПН лишили неприкосновенности, а ещё сотни людей, включая членов парламента и политиков, попали в тюрьмы. Среди них был и сам Ондер, один из самых важных участников мирного диалога.
Он оставался приверженцем мира на протяжении всей своей жизни
Арестованный в 2016 году, по прибытии в тюрьму города Кандыра Ондер сказал журналистам следующее: «Несмотря на то что происходящее выглядит неутешительно, для всей страны наступают лучшие времена. Каждое наше слово и каждое наше усилие – наша честь».
Ондер был освобожден в 2019 году после решения Конституционного суда о том, что его право на свободу выражения мнения было нарушено.
В постановлении суда подчеркивалось, что политик был «важным участником процесса урегулирования, выступив в качестве пресс-секретаря делегации ДПН, участвовавшей в диалоге, и его деятельность в то время была направлена на обеспечение успешного осуществления урегулирования».
После освобождения он сказал: «Обычно в такие моменты люди должны быть счастливы, но отчасти наши сердца остаются в стенах тюрьмы. Мы сможем почувствовать искреннюю радость только тогда, когда наша страна сделает шаг в сторону демократии и мира. Мы сказали то, что должны были сказать, и будем говорить это всегда. Ничто не сможет остановить нас, потому что мы сказали то, во что верим». Так он продемонстрировал, что продолжит борьбу.
Сирри Сурейя Ондер платил цену за свои убеждения всю свою жизнь, но никогда не делал того, во что не верил. Он был человеком, глубоко знавшим все народы и культуры своей страны, последовательным в творчестве и политике. Он чувствовал себя обязанным земле, на которой жил, и никогда не оставлял ни политику, ни искусство.
Человек, который продолжал бороться за мир до последнего вздоха
Несмотря на проблемы со здоровьем, возникшие после освобождения, Ондер не отступил от борьбы и был избран депутатом парламента Стамбула на 28-й срок от ПНРД на всеобщих выборах 2023 года. Затем он продолжил работать над установлением мира и диалога.
После заявления лидера ПНД Девлета Бахчели, которое прозвучало в парламенте 22 октября 2024 года, Сирри Сурейя Ондер вновь занял свое место в рядах делегации, посещающей Имралы, сказав: «Мир может быть достигнут только через диалог». Он имел в виду переговоры между Абдуллой Оджаланом и государством.
Несмотря на недавние проблемы со здоровьем, Ондер продолжал играть важную роль в мирном урегулировании, игнорируя предупреждения врачей о необходимости отдохнуть, говоря: «Этой стране нужен мир; работа во имя мира – лучшая терапия».
Он был доставлен в больницу после сердечного приступа вечером 15 апреля. Как сообщили медики, 62-летний политик прибыл в больницу без пульса, и его кровообращение восстановили с помощью экстренных мер. После того, как у него был диагностирован разрыв аорты, Ондеру сделали экстренную операцию, длившуюся 12 часов, в ходе которой медики провели шунтирование и имплантацию стен-графта в аорту.
Пока Сирри Сурейя находился в больнице под действием медикаментов, 21 апреля Абдулла Оджалан отправил новое сообщение, узнав о состоянии политика. В послании, переданном через Первин Булдан, участницу делегации на Имралы, и адвоката Озгюра Эрола, было сказано следующее:
«Мы работали с Сирри Сурейя Ондером в течение 12 лет. Его огромный вклад заключается в том, что, будучи достойным жителем Адыямана и туркменом, он представляет традиции Баба Исхака. Он – тот, кто стал примером для нас, совершив великие усилия по установлению мира в обществе. Такой человек способен уничтожить социальные предрассудки собственной биографией. Именно так он и сделал. Ондер разрушил эти предрассудки в обществе, в парламенте и на улицах.
То, что мы называем анатолийской культурой, воплотилось в нашем товарище. Мир – это сохранение анатолийского наследия и туркменских традиций. Ондер – именно такой человек, и в этом истинная суть туркменской идентичности: это лучшая идентичность для мира, лучшая культура для примирения. Это полная противоположность тому мышлению, носители которого говорят: «Давайте настаивать на прежних политических стратегиях, создавая врагов».
Культура, которую творит Ондер, стремящийся избегать негатива, очень важна; он умеет трансформировать зарождающийся негатив в позитив до того, как ситуация усугубится. Я вижу, что все посетили больницу, где он проходит лечение, и выразили ему свою признательность. Товарищество и преданность требует претворения в жизнь его усилий, сделанных во имя мира. Я снова выражаю свои наилучшие пожелания ему, его семье, близким и всему обществу. Я надеюсь, что Ондер поправится и как можно скорее вернется к нам в наилучшей форме».
Благодаря своей приверженности борьбе Сирри Сурейя Ондер вошел в историю, как один из самых значимых политиков, сумев выступить в качестве посредника в самые трудные времена – в дни диалога и урегулирования. Его роль в рядах делегации на Имралы стала символом того периода, когда страна была ближе всего к миру. Он стал голосом, памятью и совестью как для турецкой политики, так и для курдского народа.