Первый конгресс NADA (даты проведения: 15–17 мая) стартовал вчера в 10:00 в городе Сулеймания (Южный Курдистан). Планируется, что в мероприятии примут участие около 200 женщин из 19 стран. Подготовленная программа конгресса рассчитана на три дня.
Конгресс проходит под лозунгом «К женской революции и демократическому обществу», где ожидается освещение роли женщин как субъектов перемен и их созидательной роли в борьбе за региональную демократию и свободу.
На конгрессе зачитали заявления представительниц женских организаций из Курдистана и разных стран мира. Сообщения передали АЖК (Ассоциация женщин Курдистана), ДСЖЭ, афганские женщины, Женский совет ПСЖК.
Конгресс продолжился в соответствии с программой панельными дискуссиями.
Тема второй сессии, модератором которой выступила д-р Анджела Аль-Муаммари, следующая:
«ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЖЕНСКОЙ БОРЬБЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ»
Программа второй сессии:
- «Наследие матриархального общества» (15 минут) – Рожда Йылдыз
- «Роль женщин в сохранении и развитии социокультурного бытия» (15 минут) – Баси Шамари
- «Уровень борьбы женщин XXI века: вызовы и возможности» (15 минут) – Хадиджа Аль-Хусейни
- «Реалии курдских женщин в Южном Курдистане» (15 минут) – Кинер Абдулла
Член редакционного совета журнала *Жинеоложи* Рожда Йылдыз выступила с докладом под названием «Наследие матриархального общества». Она сказала:
«Фактически, в первой сессии много говорилось о фемициде на Ближнем Востоке, в Африке и в мире в целом, а также о роли национального государства и капитализма в его осуществлении. Однако насилие в отношении женщин требует более глубокого и всестороннего обсуждения. Капитализм и идеология национального государства нанесли серьёзный ущерб формам взаимоотношений, создаваемым женщинами и обществом. При этом в истории мифология, философия, наука и другие сферы также формировались на основе интерпретаций, враждебных женщинам. Сегодняшняя женская идентичность, которую мы несём, не свободна от этих структур.
Ближний Восток и Африка — это регионы, где зародилась социализация. Многие общественные ценности здесь сохраняются искренне и честно. Причина нашего присутствия здесь сегодня — поиск ответов на вопросы: каким должно быть общество и какие формы взаимоотношений необходимы. Современный мировой капитализм постоянно пытается направить нас к новым, «прогрессивным» взглядам.
Женская борьба направлена не на устранение насилия, а на уничтожение структур, которые его порождают. Жинеология уже давно подвергает резкой критике капитализм и его «модернизма». Определять общество и природу через призму сегодняшних знаний будет неполно и ошибочно.
Социальность — древнее явление. Сегодня мы видим, что вокруг неё организуется иная форма жизни. На Ближнем Востоке существует реальность войны. Но война возникла гораздо позже, чем социальность. Текущие события требуют переосмысления не только войны и мира, но и самих понятий «женщина» и «мужчина».
Я не специалист по арабскому региону, но в Курдистане знания, созданные женщинами, не имеют никакой ценности. Как получилось, что женщина, создававшая и ткавшая жизнь, превратилась в то, чем она является сегодня?
Наше желание быть здесь сегодня проистекает из стремления к той коллективной свободе, которая существовала в прошлом. Мы все пришли к этому, размышляя над этими вопросами. В землях, где идея социальности доминировала, мы неосознанно стали носителями этой культуры.
Культ богинь был разрушен. Но мы можем заново сформировать это коллективное наследие прошлого в рамках нашей борьбы.»
Доклад Баси Шамари из Восточного Курдистана был озаглавлен «Роль женщин в сохранении и развитии социокультурного бытия».
Баси Шамари в своем выступлении на фарси заявила следующее:
«Женщин отдаляют от их сущности и представляют как простой материал. Создается впечатление, будто женщины не являются творцами, будто они ничего не производят.
Если мать не воспитывает ребенка на родном языке, если учитель не передает новым поколениям ценности прошлого, если женщина не может сказать: «Я не просто носитель культуры — я созидатель истории», значит, существует серьезная социальная проблема.
Женщины — это фундаментальные строительные блоки общества, семьи и народов. Женщины должны всегда делать уверенные шаги в соответствии со своей природой. Именно они изменят общество. Абдулла Оджалан предлагает в этом вопросе новую культуру, новый взгляд. Лидер курдов, основатель РПК и революционер Абдулла Оджалан создал множество трудов, из которых можно почерпнуть большое количество идей по этому поводу.
Хочу процитировать слова Абдуллы Оджалана: «Женщины — первые колонии в истории». Прежде чем колонизировались государства и общества, женщины были колонизированы мужчинами. Таким образом, женщины были оторваны от коллективной жизни.
Язык — это не инструмент, созданный просто для общения. Язык — это реальность общества. Язык патриархальной системы построен на контроле, управлении и господстве.
В теории Демократической Нации женщины занимают важное место. Если в сопротивлениях не брать за основу женское освобождение, новую жизнь не построить. Новая жизнь может быть создана только через освобождение женщин. Оджалан подчеркивал роль женщин как носительниц и хранительниц культуры. Культуру сохраняют и передают не государства, а сами женщины.
Сейчас мы видим, как в Израиле, Судане и других местах убивают людей. В Шангале были убиты 5 тысяч женщин. Теперь Шангал достаточно силён, чтобы организовать свою самооборону. На Ближнем Востоке женщины — носительницы знамени борьбы.»
Далее с докладом на тему «Уровень борьбы женщин XXI века: вызовы и возможности» выступила Хадиджа Аль-Хусейни, представительница профсоюзов из Ливана.
В своем выступлении Хадиджа Аль-Хусейни заявила следующее:
«Мы не можем отделить социальность от женской борьбы. Женщины влияют на все процессы в обществе, а общество, в свою очередь, испытывает на себе все изменения, происходящие с женщинами.
Мир стремительно меняется, и перемены продолжаются. В нашей борьбе вплоть до 2011 года нас оттесняли на задний план. Женщин пытались приручить, запереть в домах.
Известно, какое влияние оказала Арабская весна на женское движение в нашей стране. Наша общественная борьба — это борьба против патриархального мышления. Отсутствие демократии в стране порождает бедность и множество других проблем. В этих процессах мы видели, как женщины включались в борьбу за свободу, как они противостояли мужскому господству, защищая себя.
Мы увидели женскую борьбу в сопротивлении женщин бандам ИГИЛ*. Мы увидели её в Газе. Фотоснимки засвидетельствовали факты женской борьбы в Южном Ливане.
В то же время некоторые активистки, выступающие против режима, подвергаются изнасилованиям и насилию. Они постоянно подвергаются опасности. Женщин зверски убивают.
Одна из самых распространённых проблем — это, по сути, мужское насилие в семье и убийства, совершаемые под предлогом «чести». Мы тоже боремся против этого.»
Доклад Кинер Абдулла, члена Женского союза, назывался «Реалии курдских женщин в Южном Курдистане».
Кинер Абдулла в своем выступлении заявила следующее:
«В Парламенте Курдистана представительство женщин до 2018 года находилось на самом низком уровне. Позже впервые была избрана женщина-председатель парламента. В 2005 году было принято решение о том, что доля женщин в представительных органах не должна опускаться ниже 25%, а в 2009 году этот показатель был увеличен до 30%. Однако в девятом кабинете министров из 22 министров только 3 были женщинами. В 2005 году в Южном Курдистане вместе с выборами в провинциальные советы для женщин была установлена 30% квота.
Однако прискорбно, что среди политических партий – несмотря на наличие 15 партий – ни один их лидер или его заместитель не является женщиной.
С юридической точки зрения у нас до сих пор нет собственной конституции; нашим основным документом остается Конституция Ирака, написанная на основе исламских норм. Это создает препятствия для женщин.
Хотя количественное представительство женщин в государственных учреждениях увеличилось, качественная ситуация, к сожалению, обратная. Здесь возникает вопрос: смогла ли недавняя политика в отношении женщин усилить их лидирующую роль? К сожалению, нет; потому что политические партии не предоставляют женщинам должной роли или рассматривают их как второстепенный элемент, оставляя на заднем плане.»
«Хотя многоженство в Южном Курдистане запрещено, мужчины могут обращаться в иракские суды для заключения таких браков. Другая проблема — это сами суды. Чаще всего суды не рассматривают дела справедливо, используя различные законы или предлоги для нарушения прав женщин.
Все эти препятствия — отсутствие конституции в Курдистане, патриархальное мышление, несправедливые суды и многие другие факторы — сохраняются и продолжаются по сей день».
На первом Конгрессе NADA в первый день прошло два заседания, посвященных проблемам женщин. Первый день конгресса завершится вечерним культурно-художественным мероприятием.
**Конгресс продолжится сегодня в 10:00, во второй день пройдут различные дискуссии.
*-террористическая организация, запрещена на территории РФ