Турция

Территории у границ Турции по-прежнему заминированы

Минные поля на южной границе Турции занимают в общей сложности 134 квадратных километра.

К 2014 году Турция должна была полностью убрать их, согласно Оттавской конвенции, однако уже дважды получала отсрочку, новый срок – 2025 год.

Граница между Сирией и Турцией тянется от Средиземного моря до реки Тигр и составляет почти 900 километров. Данный участок является особо опасным, поскольку здесь с 1950-х годов находится большое число мин, которые не были обезврежены. Это превращает район в одно из самых крупных минных полей в мире. Турция должна была очистить его от взрывчатых веществ до 2014 года, правительство страны обязалось сделать это, подписав Оттавскую конвенцию. Однако Турции не удалось выполнить поставленную задачу, в связи с чем турецкая власть дважды просила об отсрочке. На данный момент Анкара планируют обезвредить все мины к 2025 году. При этом существуют большие сомнения, что задуманное удастся воплотить в жизнь в указанный срок.

Подписав Оттавскую конвенцию, международный договор о запрете использования, хранения, производства и перевозки противопехотных мин и об их уничтожении, Турция ещё в 2003 году пообещала обезвредить и уничтожить все мины в стране (более трёх миллионов на тот момент). После долгого промежутка времени запасы мин, значительную часть которых составляли мины со складов вооружённых сил ФРГ, были уничтожены, это произошло аж в 2011 году. Однако процесс обезвреживания мин, находящихся в земле, продвигался крайне медленно. Согласно данным инициативы «Турция без мин», турецкое правительство до сих пор не зачистило даже одну пятую всех минных полей страны, площадь которых оценивается немецкой организацией DEMIRA в 214,74 квадратных километра.

На южной границе минные поля занимают площадь в 134 квадратных километра

До 2015 года минные поля вдоль границы Турции и Сирии занимали более 180 квадратных километров. С тех пор как в некоторых районах границы была возведена стена, это число уменьшилось до 134. По словам Мутабар Огратан из инициативы «Турция без мин», в приграничном районе есть всего 1294 заминированные зоны, в которых находится 412 тысячи противопехотных и 194635 противотанковых мин. Выяснилось, что уже более 10 тысяч человек пострадали от этих взрывчатых веществ: 3000 погибло на минных полях, а ещё 7000 получили тяжёлые ранения. Первые мины были заложены ещё в середине 1950-х годов, чтобы предотвратить нелегальное пересечение границы. С начала 1980-х стали создаваться новые минные поля. Это делалось, чтобы помешать бойцам Рабочей партии Курдистана (РПК), чьи тренировочные лагеря располагались в то время в Сирии, пересекать границу.

Откладывается даже разработка конкретного плана

Мутабар Огратан, координатор инициативы «Турция без мин», входящей в международное объединение «Международная кампания по запрету мин», которая получила в 1997 году коллективную Нобелевскую премию мира, на протяжении многих лет борется за то, чтобы Турция следовала условиям и требованиям Оттавской конвенции. Активистка не верит, что правительство в Анкаре сможет извлечь всё смертельное наследство из земли к 2025 году. В любом случае, по её словам, недавняя отсрочка касалась даже не начала зачистки опасных районов, а разработки подробного плана, как это сделать. «Турция не способна выполнить свои обязательства, прописанные в Оттавской конвенции, – отмечает Огратан, поскольку это вопрос больших финансовых затрат. – Из-за наличия мин в этих районах они стали полностью непригодными для проживания».

Наиболее плодородная земля содержит мины

Мины чаще всего бывают в земле, пригодной для сельского хозяйства, в районах, которые находятся недалеко от дорог и используются для нужд гражданского населения. Поэтому можно сказать, что минные поля не только угрожают жизням людей напрямую, но и являются помехой для общественного и экономического развития. Огратан утверждает: «Мины мешают развитию сельского хозяйства и препятствуют налаживанию инфраструктуры. Уже четвёртое поколение живёт рядом с этими полями. Только на южной границе эти поля тянутся на расстояние в 700 метров вглубь территории Турции во многих местах, таким образом, занимая наиболее плодородные районы».

Огратан подчеркнула, что наличие районов с минными полями приводит к повышению уровня бедности населения. Она утверждает, что в случае расчистки этих зон как минимум 13300 гектаров плодородной земли станут доступными для жителей Хатая, Килиса, Антепа, Урфы, Мардина и Ширнаха. Люди вновь смогут выращивать здесь свою продукцию, вести сельское хозяйство, обеспечивая себя пропитанием, а общество будет развиваться. «Проблему безработицы в значительной степени удалось бы решить, поскольку появились бы новые рабочие места. Однако правительству не хватает воли и желания, – утверждает Мутабар Огратан. – Устав Оттавской конвенеции – это ещё одна из причин, почему Турция смогла так сильно затянуть этот процесс. Власти оперируют отдельными статьями, чтобы избегать выполнения Конвенции в целом. Мы сурово критикуем это».

Восточная граница постепенно зачищается

В противоположность тому, что творится на границе с Сирией, восточная граница – с Ираном, протянувшаяся от Идыра до Джоламерга (Хаккари), постепенно зачищается от мин. Задача проекта, начатого в прошлом сентябре Европейским союзом вместе с Программой развития ООН (UNDP) при сотрудничестве с Турецкой организацией, занимающейся минами (TURMAC), к примеру, заключается в том, чтобы очистить восточный приграничный район от 83 тысяч мин к январю 2023 года. Финансовая поддержка обеспечивается ЕС и ООН, Анкара не платит ни цента.