Шилан Кан: курдский язык должен использоваться в повседневной жизни

Шилан Кан, сопредседательница MED-DER, заявила, что курдский язык должен использоваться в повседневной жизни, чтобы приобрести официальное измерение в организационных структурах социума и обществе.

Ассоциация по изучению языка и культуры Месопотамии (MED-DER) работает над развитием курдского языка и его использованием в жизни общества, предлагая соответствующие языковые курсы.

В беседе с ANF Шилан Кан, сопредседательница MED-DER, сказала, что язык формирует историю, культуру и общество. Напоминая, что основной особенностью, отличающей нацию от другой, является язык, она сказала, что отношения между нацией и языком должны быть понятными.

Она заявила, что курдский язык игнорировался на протяжении почти ста лет, и добавила, что народ оказался в ситуации изоляции потому, что его язык был запрещен: «Курды вели более естественную жизнь в своих деревнях до насильственной депортации, и, таким образом, язык тоже был под защитой. Его использование уменьшалось с каждым днем по мере урбанизации. Даже говорящие на курдском языке встречали осуждение. Как бы там ни было, курдский язык очень богат, но, когда турецкий стал языком образования и власти, курдский встал на путь уничтожения».

Курдский должен быть языком политики

Отмечая, что курдский язык был спасен от исчезновения при поддержке общества, Кан продолжала: «Курдский язык больше не подвергается социальному отрицанию, как это было раньше, но он все еще нуждается в более обширном признании. Когда нация имеет самосознание, язык также защищает и развивает себя. Если этого осознания нет, язык не имеет шанса выжить. Например, мы проводим институциональную работу по развитию и пестованию курдского языка годами. И мы видим важные результаты. Мы также знаем, что это оказывает положительное влияние на курдскую политику. Языком политики, борющейся за права и свободы курдов, также должен быть курдский. Мы уже создали языковую платформу, которая объединяет различные курдские партии, общественные организации и институты. Самое важное здесь то, что курдский язык должен использоваться в повседневной жизни, чтобы приобрести официальное измерение в организационных структурах социума и обществе».

Чтобы учить курдский, мы должны выстоять

Кан сказала, что курдские дети возрастом 5-10 лет не слишком хорошо знают родной язык, а молодые люди, учащиеся в школах или университетах, должны чаще пользоваться своим языком: «Эти данные, конечно, не плохи, но они могут быть лучше. Семьи должны поощрять своих детей говорить на родном языке. Им следует также общаться со своими детьми в семье на курдском языке. Никто из нас не знал турецкого. Мы выучили его, когда начали ходить в школу. На самом деле, мы говорим на их языке лучше, чем сами турки, потому что турецкий для нас сделали обязательным к изучению. Такие усилия необходимо приложить и в отношении курдского языка. Мы должны продемонстрировать то же благоразумие и упорство, говоря на курдском и используя его для письма».