«Мир в Курдистане»: с использованием химического оружия Турцией надо покончить

Кампания «Мир в Курдистане» выступила с заявлением, в котором осудила применение химического оружия турецким государством.

В заявлении сказано: «С тех пор, как 23 апреля 2021 года вооруженные силы Турции вторглись в южный Курдистан, поступает информация о применении химического оружия против курдских партизан в районах Зап, Метина и Авашин.

«Мир в Курдистане» напоминает, что «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» призвали ООН начать расследование фактов применения турецкой армией химического оружия в южном Курдистане. За последние два месяца частота применения этого оружия и его смертоносность возросли – на данный момент поступили сообщения о более чем 300 отдельных случаях его использования. Доказательств этого преступления, считающегося таковым на международном уровне, и жертв в результате применения химического оружия становится все больше. Турция является членом Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и подписантом Конвенции о запрещении химического оружия. Ее правительство должно быть привлечено к ответственности. Если виновные не будут наказаны, это подтолкнет других к совершению подобных преступлений. Безнаказанность поощрит подражателей. Турция станет примером «успешного» применения химического оружия.

Далеко не впервые курды подвергаются применению химических средств ведения войны. В 1919 году Уинстон Черчилль, будучи государственным секретарем «по вопросам войны и авиации», предположил, что RAF стоило использовать химические агенты в ходе восстания в Ираке, сформулировав это так: «Я решительно выступаю за использование отравляющего газа против нецивилизованных племен». Под нецивилизованными племенами Черчилль подразумевал местные курдские, арабские и другие народы. В качестве аргумента он приводил экономическую эффективность. Саддам Хусейн и иракская армия применили химическое оружие против курдов в Халабдже 16 марта 1988 года, под конец ирано-иракской войны. В Халабдже были убиты более 5 000 человек. Поступали сообщения о том, что Турция использовала химическое оружие во время вторжения в Африн в 2018 году и во время оккупации территорий Гре Спи и Сарекание в 2019 году. Неспособность международного сообщества ввести санкции против Турции за эти вторжения поощряет подобное варварство.

Возмущение вызвала попытка убийства Сергея Скрипаля и его дочери Юлии с использованием химического вещества, совершенная в марте 2018 года в Солсбери, Англии. Вслед за этим и после сообщений о применении химического оружия правительством Сирии тогдашний министр иностранных дел Борис Джонсон заявил: «Соединенное Королевство предложило [проект] решения, направленного на упрочение запрета химического оружия». В июне 2021 года посол Великобритании в ООН Барбара Вудворд в ответ на заявления ООН и ОЗХО о том, что сирийскому государству приписываются восемь актов военной агрессии с применением химического оружия, заявила: «Совершенно очевидно, что режим сохраняет химическое оружие в наличии, как и готовность его использовать». С недавней эскалацией его применения Турцией мы оказались в опасности того, что химическое оружие станет вариантом выбора на Ближнем Востоке и в других странах.

9 апреля 1930 года Великобритания подписала Женевский протокол, который запрещал использование токсичных газов и бактериального оружия на войне. Подписала Британия и Конвенцию о химическом оружии 13 января 1993 года, ратифицировав ее 13 мая 1996 года. Химическая война – военное преступление, и зачинщик бойни в Халабдже был казнен. Однако проверка фактов применения химического оружия требует политической поддержки и, в частности, поддержки крупных держав и Совета Безопасности ООН. Мы должны требовать, чтобы Турцию привлекли к ответственности и заставили прекратить использование химического оружия».