Правозащитная сеть Курдистана (ПСК) сообщила, что военное присутствие Исламской Республики и сил безопасности в регионе усилилось. На фоне этих событий местные жители подвергаются массовым арестам, их вызывают в суд, угрожают и допрашивают.
Двое мирных жителей убиты в Керманшахе и Сенендедже
Двое курдов – 41–летний Фоад Алихани из Керманшаха и 34-летний Азад Ранаи из Сенендеджа – были убиты силами безопасности.
Алихани был арестован 23 июня на контрольно-пропускном пункте Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в Керманшахе после ссоры с сотрудниками, когда у него потребовали выдать мобильный телефон для проверки.
На следующий день семья Фоада была проинформирована о его смерти, а власти запретили обнародовать информацию о гибели мужчины, угрожая его семье. Родственникам отдали тело лишь в обмен на письменное обязательство.
Некоторые из его близких заявили, что Фоад умер под пытками, хотя официально это не подтверждено.
Азад Ранаи был застрелен полицией вечером 26 июня на одной из улиц Сенендеджа.
Тайная казнь трех курдских заключенных
25 июня трое заключенных-курдов, Идрис Али и Азад Шоджаи (из Сердешта) и Расул Ахмад Расул (из Южного Курдистана), были тайно казнены в центральной тюрьме Урмии.
Они были приговорены к смертной казни по обвинению во «вражде против Бога» (мохаребе) и «распространении коррупции на Земле» (эфсад-э-фель-арз) из-за того, что якобы занимались «шпионажем в пользу Израиля».
Трое мужчин были казнены тайно, и им не разрешили в последний раз увидеться со своими семьями.
Власти не вернули их останки и запретили родственникам проводить траурные церемонии.
Более 250 курдских граждан арестованы; ещё десятки вызваны в суд и допрошены
С момента начала войны 14 июня силы безопасности Исламской Республики, в частности разведывательная организация КСИР и Министерство разведки, начали широкомасштабные репрессии в городах и деревнях Курдистана.
Правозащитной сети Курдистана (ПСК) стало известно, что более 250 курдских граждан были арестованы, десятки других были вызваны на допрос.
Только один пример: 24 июня Хамидреза Карими, революционный прокурор Керманшаха, объявил, что было задержано 115 человек, при этом 54 освобождены под залог, а 61 остается под стражей.
Из-за продолжающегося давления со стороны служб безопасности и угроз в адрес семей пострадавших граждан имеется мало достоверной информации о судьбе многих задержанных.
По словам нескольких адвокатов, работающих в различных городах Курдистана, фактическое число арестов намного превышает официальные цифры и, вероятно, исчисляется сотнями.
Эти юристы отметили, что семьи, многие из которых воздерживаются от публичных высказываний из-за страха репрессий, ежедневно собираются у зданий судов и служб безопасности, требуя ответов о судьбе своих близких. В большинстве случаев официальные лица молчат или дают противоречивые и расплывчатые ответы.
Опасения по поводу задержанных: риск серьезных обвинений и вынужденных признаний
Несмотря на то, что с момента массовых арестов прошло уже несколько дней, многим задержанным не было предъявлено никаких официальных обвинений. Однако, имеющаяся информация свидетельствует о том, что некоторые из них столкнулись с обвинениями в шпионаже в пользу Израиля, антигосударственной пропаганде, оскорблении святынь, посягательстве на национальную безопасность и владении или продаже устройств интернет-связи, таких как Starlink.
ПСК выражает серьезную обеспокоенность положением заключенных, предупредив, что из-за убийства командиров КСИР во время недавних нападений со стороны Израиля, на фоне принятого парламентом Ирана закона о преступлениях, связанных со шпионажем, существует повышенный риск насилия в отношении узников.
«Мы опасаемся, что силы безопасности могут подвергать задержанных физическим и психологическим пыткам с целью получения принудительных признаний, проводя политику возмездия, – это практика, имеющая хорошо задокументированную историю в подобных случаях, часто предшествующую суровым приговорам или внесудебным расправам», – заявили в ПСК.
Ужесточение мер безопасности в тюрьмах и перевод политзаключенных
По данным с мест, шесть курдских политических заключенных – Вариша Моради, Пахшан Азизи, Сакине Парване, Фоад Фатхи, Моталлеб Ахмадиан и Мортеза Сайди – были переведены из тюрьмы Эвин в Карчак и тегеранскую тюрьму после удара по тюрьме Эвин вместе с другими заключенными.
Поступала информация о плохих условиях содержания под стражей; сообщалось, что заключенный Мортеза Сайди был ранен, когда в его камере разбилось стекло.
ПСК также стало известно, что в первую неделю войны судебные власти провинции Курдистан проинформировали семьи узников, приговоренных к тюремному заключению сроком более 10 лет, о том, что их родственники вскоре будут переведены в другие пенитенциарные учреждения.
Между тем, тюрьмы в Урмии, Сенендедже и Керманшахе по-прежнему находятся под усиленной охраной. В эти тюрьмы были направлены силы специального назначения, и протесты заключенных начали подавлять.
Члены КСИР арестованы по подозрению в шпионаже в пользу Израиля
Источник в Урмии сообщил ПСК, что по меньшей мере 50 членов «Басидж» и КСИР в провинции Западный Азербайджан были арестованы подразделением разведки КСИР.
По данным правозащитников, их удерживают и допрашивают в центре временного содержания на военной базе Аль-Махди по обвинению в шпионаже в пользу Израиля.
Повсеместные КПП и проверки мобильных телефонов
Очевидцы сообщают о продолжении работы многочисленных контрольно-пропускных пунктов и проверок мобильных телефонов на въездах и выездах из таких городов, как Керманшах, Камьяран, Сенендедж, Мериван, Саккез, Букан, Мехабад, Сердешт, Пираншехр и Урмия.
Эти меры очень повлияли на атмосферу в городах, провоцируя напряженность и страх.