Доклад: турецкие авиаудары по Шенгалу мешают езидам вернуться домой

В недавнем докладе международного исследовательского центра отмечается, что за последние 5 лет турецкие авиаудары по Шенгалу наносились минимум в течение 24 дней, и, кроме того, не было никакого международного контроля за этими ударами.

В недавнем докладе международного исследовательского центра отмечается, что за последние 5 лет турецкие авиаудары по Шенгалу наносились минимум в течение 24 дней, и, кроме того, не было никакого международного контроля за этими ударами, в результате которых погибло не менее ЗЗ человек. Такая ситуация задерживает возвращение домой езидов, покинувших свои дома по причине геноцида, который устроило им в 2014 году ИГИЛ*.

Исследовательский центр, расположенный в Соединенных Штатах и Бельгии, опубликовал доклад о последствиях турецких авиаударов по Шенгалу, родине народа езидов, подвергшихся массовой резне со стороны Исламского государства (ИГИЛ)* в 2014 году. Эти события были признаны геноцидом ООН и многими странами мира.

Доклад Международного центра по изучению насильственного экстремизма озаглавлен «Пять лет авиаударов: Турецкая агрессия и международное молчание в Шенгале, 2017-2021 годы», с данными о количестве авиаударов и потерях за последние пять лет.

Никакого международного наблюдения

В докладе говорится, что с 2017 года по 2021 Турция ежегодно наносит авиаудары по Шенгалу. «Несмотря на это, – сказано в докладе, – как представляется, никакого серьезного международного наблюдения за турецкими операциями в Шенгале не было, равно как и за тем, как они влияют на попытки езидов оправиться от геноцида».

Отмечается, что турецкие воздушные удары «усиливают нестабильность и продлевают период невозможности развития для Шенгала», и что, «наряду с другими угрозами безопасности и отсутствием основных услуг [для населения], турецкие беспилотные летательные аппараты и авиаудары – одна из нескольких причин неохоты езидов возвращаться домой, в свои дома в Шенгале».

Гейл Конли Мэнчин, председательница двухпартийной комиссии Соединенных Штатов по международной свободе вероисповедания (USCIRF) на тот момент заявляла, что авиаудары «угрожали сотням и без того травмированных семей езидов, пытающихся вернуться в Шенгал».

Пари Ибрагим, глава Свободного фонда езидов, также недавно, 30 июля, заявляла, что «Многие езиды в лагерях для ВПЛ [внутренне перемещенных лиц] отмечают, что авиаудары одна из причин их страха возвращаться домой… Турция не была заинтересована в бомбардировке Шенгала, когда он был захвачен ИГИЛ. Международная коалиция должна немедленно положить конец этим нападениям. Они дестабилизируют обстановку и несут угрозу».

350 000 езидов все еще живут в лагерях беженцев

В то время как тысячи мирных жителей были убиты, а тысячи женщин и детей угнаны в рабство ИГИЛ в августе 2014 года, нападение ИГИЛ также привело к поголовному переселению лиц из числа езидов, живших в городах и деревнях на юге горы Шенгал, в северном Ираке.

Полмиллиона человек бежали, оставшись беззащитными перед нападавшими, когда силы пешмерга, подчиненные Региональному правительству Курдистана, и отряды правительства Ирака отступили, после чего десятки тысяч езидов стали беженцами. В настоящее время, по следующим оценкам, в лагерях беженцев в иракском Курдистане и других районах проживает почти 350 000 езидов.

Первые усилия по спасению в 2014 году сделали ОНС и РПК

В докладе указано, что первоначальные усилия по спасению в августе 2014 года в Шенгале предприняли под руководством сирийских курдов Отряды народной самообороны (ОНС) и около десятка бойцов Рабочей партии Курдистана (РПК).

«Впоследствии РПК, группа, считающаяся Турцией, ЕС и США террористической, начала обучать местных езидов самообороне и защите своего региона после того, как отступление местных сил безопасности создало вакуум», – сказано в докладе.

«Анкаре выгодно рассматривать езидские ОНС и ЖОС (Женские отряды самообороны) как ничем не отличающиеся от РПК, которая на протяжении десятилетий вела партизанскую борьбу в Турции, хотя ОНС были созданы для защиты иракских езидов от геноцида».

По меньшей мере 33 человека были убиты авиаударами

Согласно докладу, Турция наносила воздушные удары или вела наблюдение с помощью беспилотных летательных аппаратов как минимум в течение 24 дней с 2017 по 2021 год. Три дня из этих 24 активность БПЛА, по сообщениям, не сопровождалась авиаударами. «Общее число авиаударов неизвестно, однако, турецкие должностные лица утверждают, что в некоторых случаях за один день было поражено более 80 целей», – говорится в докладе.

2020 год стал годом наибольшего числа воздушных ударов Турции, которые длились, по меньшей мере, восемь дней за год. Имела место и активность разведывательных БПЛА, наблюдавшаяся один день.

В докладе также обращается внимание на непоследовательность утверждений Турции о том, что она уничтожала лагеря РПК и о том, что последняя может наносить удары с территории Ирака в Турции, указывая, что Шенгал расположен более чем в 150 километрах на юг от турецкой границы.

Информация о потерях указана следующая: «В результате этих авиаударов Турции погибло по меньшей мере ЗЗ человека, включая мирных жителей, курдских пешмерга, иракских сотрудников сил безопасности и езидов из Отрядов самообороны Шангала и Сил женщин Эзидхана. По информации Эйрвейз, 13 мирных жителей Шенгала были убиты только в Шенгале в результате турецких операций».

2017 год: интервенций со стороны Турции было больше, чем со стороны Ирана

В докладе указано, что турецкие авиаудары начались в апреле 2017 года, примерно через 15 месяцев после того, как ИГИЛ* было полностью вытеснено из Шенгала. Источники доклада сообщали:

«2017 год стал годом, когда интервенций со стороны Турции было больше, чем со стороны Ирана, согласно новому докладу Института Куинси, в котором сравниваются шесть ближневосточных держав за последнее десятилетие и сообщается, что авиаудары в Шенгале были частью растущих региональных амбиций Турции».

Что касается соглашения о статусе Шенгала, подписанного в октябре 2020 года между Региональным правительством Курдистана и правительством Ирака, оно, кажется, не оказало видимого эффекта на ситуацию – турецкие авиаудары продолжились в 2021 году.

Процитировано также заявление Линды Томас-Гринфилд, посла США в ООН, по поводу авиаударов по Шенгалу и ударов неподалеку от лагеря беженцев Махмур в июне: «Любое нападение на гражданских лиц в лагере беженцев Махмур было бы нарушением международного и гуманитарного права».

В докладе делается очень прямой вывод: «В отличие от нарушений, совершаемых поддерживаемыми Турцией марионеточными силами, такими, как Ахрар аш-Шаркия в Сирии, в отношении которой в среду [28 июля] Казначейством США были введены санкции, авиаудары со стороны турецких войск были нанесены по прямому решению Анкары».

* – террористическая организация, запрещена в РФ