3 сентября в Идиле, провинции Ширнак, бронированным автомобилем во время катания на велосипеде был сбит семилетний Михрач Мироглу. Мальчик получил травмы, несовместимые с жизнью. Водитель полицейского бронированного автомобиля был ненадолго взят под стражу, после чего его отпустили. Он уже вернулся на службу.
Губернатор Ширнака Али Хамза Пехливан заявил после смертельного инцидента, что бронированный автомобиль двигался с разумной скоростью. Отец погибшего ребенка, Салих Мироглу, прокомментировал эти слова новостному агентству «Месопотамия» (MA): «Если бы автомобиль ехал медленно, моего ребенка не отбросило бы на одиннадцать метров».
По информации отделения турецкой Ассоциации прав человека (АПЧ) в Амеде (Диярбакыре), смерть семилетнего мальчика не была ни единичным событием, ни несчастным случаем. Согласно данным, имеющимся в распоряжении АПЧ, в период с 2008 по 2021 год 42 человека погибли вследствие того, что их сбил полицейский или военный бронированный автомобиль. Двадцать человек из этих погибших – несовершеннолетние.
Мельтем Акбога из комиссии по правам детей при отделении АПЧ в Стамбуле считает эти смерти результатом «политики безнаказанности». Правозащитница прокомментировала ситуацию для ANF: «Тот факт, что смертельные инциденты с участием бронетехники, происходящие уже более десяти лет, происходят в основном в курдских провинциях, говорит о том, что это не случайность. После того, как 2015 году был объявлен комендантский час, эти инциденты участились. Они представляют собой следствие халатности и политики безнаказанности. Права детей на жизнь и безопасность нарушаются, когда к управлению этим транспортом допускают военных и полицейских, не владеющих навыками вождения. Детей сбивают, когда они играют на улице или идут в школу, а некоторых лишали жизни дома, пока они смотрели мультфильм или спали. Как подтверждают местные жители, бронированные автомобили, якобы обеспечивающие общественную безопасность, ездят по жилым кварталам курдских районов на высокой скорости в любое время суток. Никаких мер по профилактике смертей не принимается».
Правозащитница подчеркнула, что детям отказано в основополагающих человеческих правах – праве на жизнь и безопасность. Как говорит Акбога, родители неоднократно жаловались на то, что по жилым районам, где дети играют на улицах, бронированные автомобили едут на высокой скорости. «Эти жалобы ничего не дали. Мы требуем, чтоб меры, исключающие инциденты, подобные смерти Михрача, были, наконец, приняты. Обеспечение безопасности детей – это основная задача органов безопасности», – сказала активистка АПЧ.
Мельтем Акбога отметила, что силы безопасности поощряют халатное или умышленное поведение. Этот вывод сделан потому, что водители, участвовавшие в смертельных инцидентах, не понесли наказания: «Согласно информации, которую мы получаем с мест, ни один из виновников еще не был осужден. Даже полицейского, сбившего Михрача, освободили. Такая политика безнаказанности и пренебрежения фундаментальным правом на жизнь и безопасность приводит к постоянному росту количества смертей».
