Адвокат Вефа о систематических пытках в полицейском участке Урфы за последние 6 лет

В полицейском управлении Урфы систематически применяются пытки. Инспекция Европейского комитета по борьбе с пытками ничего не сделала, чтобы это изменить.

Тот факт, что в Турции курдов пытают в полицейских участках и центрах военной полиции, обсуждается постоянно. Однако пытки продолжаются. СМИ неоднократно сообщали, что полицейское управление в Урфе было создано как экспериментальный проект и что в его помещениях есть отделение, где применяются различные методы пыток. Почти все арестованные по политическим мотивам люди описывали одних и тех же мучителей по их методам и голосам. При атаке на деревню Халфети, совершенной силами безопасности в 2019 году, было арестовано более пятидесяти человек. Большинство из них подверглись пыткам. Тогда полицейское управление Урфы снова попало в заголовки газет.

Адвокат Мустафа Вефа – председатель местного отделения турецкой Ассоциации по правам человека (АПЧ, IHD) и в этом качестве он часто участвует в рассмотрении поступающих сообщений о применении пыток. Он работает адвокатом в Урфе с 2015 года и говорит, что именно в этот период времени участились случаи пыток как систематического метода, используемого полицией. Двое из его клиентов были арестованы за нераскрытое убийство двух полицейских в Джейланпынаре, что стало давно желанным поводом для правительства прекратить попытки поиска решения курдского вопроса.

«В ходе этого процесса мы столкнулись с ужасающими вещами. Когда я навещал своих клиентов, я обнаружил, что их пытали, и пытали сильно. Другие подозреваемые дали показания в процессе, что их пытали сексуально. Это заявление было подтверждено отделом судебной медицины в Адане», - рассказывает Вефа.

С 2015 года адвокат неоднократно выслушивал рассказы жертв пыток – либо от своих клиентов, либо от пострадавших, которые обратились в правозащитную ассоциацию АПЧ: «Разные клиенты, с которыми я работал, давали показания в суде о том, как их пытали. Самыми страшными методами, о которых они сообщали, были электрошок, палестинские крюки и пытки сексуального характера. Эти заявления попадали в судебные протоколы. Во всех показаниях фигурировала темная комната в политическом отделе управления полиции Урфы. Там и проводились пытки. Описания палачей позволяют предположить, что это была одна и та же группа людей».

Инспекция силами Европейского комитета по борьбе с пытками

Существуют документально подтвержденные сообщения о систематических пытках в Урфе в период с 2015 по 2019 год, говорит правозащитник: «Последний раз эти систематические пытки были задокументированы в ходе процесса по делу Халфети. Более пятидесяти человек были арестованы. И АПЧ, и Коллегия адвокатов Урфы следили за заявлениями о пытках, которые делали арестованные. Сообщения были аналогичны предшествовавшим. Почти все арестованные сообщали о сексуальных пытках и о том же помещении. Всего за неделю до этого Комитет Совета Европы по предупреждению пыток (ЕКПП) проинспектировал полицейское управление. Очень тревожно, что сразу после этой инспекции были сделаны такие серьезные заявления. Другими словами, в том самом месте, которое осматривал ЕКПП, около тридцати человек заявили, что их пытали, всего через неделю. Все описания были очень похожи».

Вефа публиковал отчеты об этих пытках наряду с другими адвокатами и правозащитниками. По его мнению, это возымело действие: «Международные правозащитные организации стали интересоваться, что же происходит в Урфе. Пытки в Урфе по-прежнему носят систематический характер, но после публикации доклада о Халфети они стали более редкими. Люди по-прежнему обращаются в АПЧ, и случаи пыток все еще бывают, но не в таком массовом порядке, как в 2015-2019 годах. Это означает, что лица, применяющие пытки, отодвинуты на задний план. Тем не менее, в Урфе и некоторых других городах имеется свой отдельный подход – безнаказанность. Это попытка предотвратить появление общественной оппозиции. Это касается всех государственных институтов: аппарата губернатора, полиции, судебной системы. Это способствует безнаказанности, которая успела стать общей проблемой в Турции. В Урфе, в частности, эта политика очень жестока. Ярким примером этой проблемы стало дело семьи Шеньяшар».

Политика безнаказанности вдохновляет мучителей и других жестоких преступников на дерзость, подчеркивает Верфа: «Силы безопасности, в частности, хорошо знают, что с ними ничего не случится, если они будут пытать [людей]. Именно поэтому с 1990-х годов людей похищают, пытают и убивают. По этой причине в Урфе можно применять электрошок, палестинские крюки и сексуальные пытки, не боясь быть пойманным. У Урфы в этом отношении очень плохая репутация. Все уголовные дела, которые мы возбуждали по этому поводу, затухали. Ни по одному делу не было начато расследование. Это поощряет мучителей продолжать, зная, что в их отношении даже не будет начато расследование».

В Турции правит деспотичный режим, который препятствует возникновению сильного гражданского общества, говорит адвокат. «Они пытаются подавить все голоса оппозиции, включая протесты против пыток и жестокого обращения во время содержания под стражей в полиции». Тем не менее, в последние годы в Урфе всё же возникла оппозиция. АПЧ, местная Ассоциация адвокатов и другие организации гражданского общества развили чувствительность к проблеме, и теперь в состоянии реагировать на нарушения закона, действуя сообща».