Европа

Дискуссия в британском парламенте: Турция должна исполнить свои обязательства для мира

В британском парламенте прошла панельная дискуссия, посвященная мирному процессу в Турции. Участники подчеркнули важность практических шагов со стороны турецких государственных институтов и правящей партии для обеспечения стабильности и мира.

Центр исследований Турции (CEFTUS) организовал в британском парламенте экспертную дискуссию на тему «Мирный процесс в Турции: текущее развитие и перспективы». В качестве спикеров на панели выступили: депутат от Партии народного демократии и равенства (ПНРД), бывший сопредседатель Народно-демократического конгресса (HİP) Митхат Санджар, бывший мэр Тунджели (Дерсима), недавно освобожденная из тюрьмы Нурхаят Алтун и Мехмет Амин Акман, депутат от Партии развития (DEVA). Модератором дискуссии выступил лорд Мэтью Эллиот, а среди слушателей присутствовали многочисленные писатели, академики и политические деятели.

Сообщается, что депутаты от НРП Сезгин Танрыкулу и от ПСР Галип Энсариоглу, несмотря на предварительные анонсы, не приняли участие в мероприятии по различным причинам.

Профессор Митхат Санджар, депутат от ПНРД, бывший сопредседатель ДПН и известный эксперт по вопросам конфликтов и мирных процессов, выступил с анализом текущего этапа, начавшегося 1 октября с переговоров с Девлетом Бахчели и продолжившегося 27 февраля с «Призывом к миру и демократическому обществу» лидера курдского народа Абдуллы Оджалана.

«Этот процесс не имеет аналогов среди известных мировых практик урегулирования конфликтов и мирных инициатив», — подчеркнул Митхат Санджар. — «Его пока сложно четко классифицировать, хотя контуры постепенно проясняются. Фундаментальное отличие заключается в том, что данный процесс делегирует построение мира и поиск решений политической сфере и общественным субъектам, что создает принципиально новую парадигму с далеко идущими последствиями.»

РПК должна иметь возможность связи со своим лидером

Акцентируя внимание на том, что призыв лидера курдского народа Абдуллы Оджалана носит название «К миру и демократическому обществу», Санджар заявил: «Сначала РПК сложит оружие, затем РПК самораспустится. Но кто тогда будет строить мир и демократическое общество? Главными субъектами и ответственными сторонами в этом случае становятся, прежде всего, политические силы и общество в целом. Таким образом, многие круги, которые до сих пор не рассматривали себя в качестве основных акторов, внезапно оказываются перед необходимостью стать центральными фигурами в решении этой проблемы.»

Он отметил, что в случае успеха этот процесс станет первым в мировой истории примером урегулирования конфликтов и мирных процессов. Санджар напомнил, что для принятия решения о сложении оружия и самороспуске РПК необходимо провести съезд организации. При этом он подчеркнул, что для созыва съезда РПК естественным образом стремится поддерживать связь со своим основателем и лидером, что является органической частью этого процесса.

Необходимо создать подходящие условия

Подчеркивая историческое значение призыва, сделанного лидером Абдуллой Оджаланом 27 февраля, Санджар заявил: «Для достижения этапа «сложения оружия и самороспуска организации» необходимо выполнить ряд условий. После прохождения столь важного этапа реализация следующей фазы или обеспечение её успеха в нынешних условиях по сути не является сложной задачей. Создание соответствующих условий и подготовка подходящей среды — это естественная необходимость. И здесь обязанности и ответственность ложатся на правящие силы и государство.»

Мир в Курдистане важен

Подчеркивая необходимость продолжения политических процессов для искоренения причин конфликта, то есть курдского вопроса, с целью достижения прочного мира, Санджар заявил: «Демократическая политическая борьба должна стать основной движущей силой позитивного мира, то есть его устойчивости. Курдский мир важен. Трудности и препятствия, несомненно, существуют и будут возникать по мере развития этого процесса. Этот процесс имеет одну опору в Сирии, а другую — во внутреннем политическом балансе Турции. Есть различные внутренние и внешние акторы и силы, которые хотят нарушить этот баланс. Для преодоления этих препятствий важно расширить общественное участие в процессе и усилить демократическую легитимность.»

Санджар также выразил уверенность в том, что по мере продвижения мирного процесса и достижения конкретных этапов даже те группы в обществе, которые сейчас относятся к нему скептически или опасливо, начнут вносить более конструктивный вклад и поддерживать его углубление.

Партия DEVA: мы поддерживаем процесс

Депутат от Партии DEVA Мехмет Амин Акман, выступая на панельной дискуссии с докладом на тему «Правовые и политические рамки урегулирования конфликта», заявил, что его партия поддерживает использование механизмов мирного разрешения конфликтов для прекращения вооруженного противостояния.

«Мы поддерживаем этот процесс, как поддерживали 13 предыдущих инициатив, предпринятых Турцией в разное время. Однако нынешний процесс обладает уникальной методологией, отличающей его от всех предыдущих попыток», — отметил Акман. Он подчеркнул, что благодаря роли Девлета Бахчели и региональным изменениям, нынешний процесс имеет больше шансов на успех по сравнению с прошлыми инициативами.

Акман указал на необходимость устранения глубинных причин насилия: «Пока эти причины сохраняются, мы опасаемся, что даже если одна организация будет ликвидирована, на её месте возникнут новые». Он также отметил важность правовых и политических рамок, высоко оценив вклад Бахчели в придание процессу публичности.

Парламент должен сыграть свою роль

Акман подчеркнул, что отличительной чертой текущего процесса является поддержка со стороны практически всех парламентских партий (за исключением одной) на различных уровнях. Он отметил, что доверие и легитимность процесса, получившего публичное признание благодаря такой противоречивой фигуре, как Бахчели, формируются именно через него, а не через Эрдогана. По словам Акмана, с 1 октября, когда процесс с участием ПНРД стал видимым, партия в значительной степени успешно выполняет отведенную ей роль «моста».

Акцентируя важность правовых основ процесса, Акман выделил три ключевые задачи для Парламента:

  1. Принятие рамочного закона об управлении процессом и обеспечение правовых гарантий для исполнителей;
  2. Создание правовой базы для демобилизации членов организаций (по аналогии с Законом о возвращении домой);
  3. Проведение правовых и конституционных реформ для расширения политического пространства и укрепления свобод.

Нурхаят Алтун: «Мы создали новую систему»

Экс-мэр Дерсима Нурхаят Алтун выступила с речью о роли местного самоуправления в процессе урегулирования конфликта. Она подчеркнула, что вооруженные столкновения приводят не только к человеческим жертвам и материальному ущербу, но и к эрозии общественных ценностей. Алтун рассказала о концепции местного самоуправления, разработанной курдским политическим движением: «Как органы местного самоуправления, мы взяли на себя ответственность за создание морально-политического общества взамен утраченных ценностей. Наша политика на местном уровне преодолевала все ограничения — от запретов до политики отрицания — и возглавляла работу по демократизации общества.»

Она отметила, что парадигма местного самоуправления основана на принципах демократии, экологии и женской эмансипации. В рамках этой парадигмы была создана новая система, включающая: институт сопредседательства (женщина+мужчина на руководящих должностях), департаменты по делам женщин, женские организации, принцип многоязычия, право на представительство различных групп, защиту прав человека.

«К нам отнеслись как к врагам»

Нурхаят Алтун рассказала о давлении со стороны центральной власти и политике назначения государством доверенных управляющих, с которой они столкнулись при попытке реализовать эту новую парадигму: «Наши инициативы вызвали беспокойство у центрального правительства, что привело к узурпации воли народа через систему доверенных управляющих. Но на этом они не остановились — нас арестовали по ложным обвинениям и бросили в тюрьму», — заявила Алтун.

Подчеркивая роль местных органов власти в построении мирного процесса, она добавила: «Разграблено было не только имущество партии, но и фундаментальные ценности всего народа. Сам подход к народу был преступным. Наши аресты означали одно: «Вы не принадлежите нам». С нами обращались как с «врагами», и это было узаконено. Я провела семь с половиной лет в тюрьме, хотя в обвинениях не было ни слова о деятельности муниципалитета. Сам судебный процесс был незаконным».