Курдский журналист оказался под судом из-за книги 19 века
Абдуррахман Гёк, курдский журналист и редактор новостного агентства «Месопотамия» (МА), столкнулся с обвинениями, основанными на показаниях свидетеля, с которым он никогда не встречался.
Абдуррахман Гёк, курдский журналист и редактор новостного агентства «Месопотамия» (МА), столкнулся с обвинениями, основанными на показаниях свидетеля, с которым он никогда не встречался.
Сегодня, во вторник, Абдуррахман Гёк, курдский журналист и редактор, предстанет перед судом во второй раз. Он столкнулся с обвинениями, основанными на его работе над переводом книги XIX века и показаниях неизвестного свидетеля. Гёк находится под стражей уже более семи месяцев; его обвиняют в «членстве в террористической организации» и «ведении пропаганды в поддержку террористической организации».
Гёк – журналист с более чем 20-летним стажем, освещавший такие важные события, как положение езидов в Шенгале, Южном Курдистане, осада бандформированиями ИГИЛ* северного сирийского города Кобани с курдским большинством населения в 2014 году и убийство курдского юноши Кемаля Куркута турецкой полицией в 2017 году. Он трудился над репортажами о деле Жины Амини, прогремевшем в Иране, и о последствиях землетрясений в Турции, которые потрясли страну в феврале 2023 года.
Несмотря на многочисленные аресты и обвинения, с которыми он сталкивался на протяжении всей своей карьеры, Гёк продолжает выступать за свободу прессы. Его нынешнее задержание последовало за широкомасштабной операцией, проведенной главной прокуратурой Амеда (Диярбакыра) в апреле. Тогда под угрозой судебных репрессий оказались 126 человек, в основном представители курдской прессы.
Доказательная база, собранная против Гёка, включают показания некоего Умита Акбыйыка, свидетеля, утверждающего, что журналист работал на компанию Pel Production и «выполнял указания членов террористической организации». Сам журналист опроверг эти обвинения, заявив, что он никогда не работал на Pel Production и столкнулся с судебными преследованиями на основании ложных показаний.
14-страничное обвинительное заключение упоминает также документальный фильм о трагедии Кобани, опубликованный на YouTube, который, как утверждает сторона обвинения, «пропагандирует идеологию террористической организации». Гёк защищает эту киноленту, как реалистичное изображение ситуации в Кобани, подчеркивая значение города в борьбе с преступными бандформированиями ИГИЛ.
Еще одно удивительное обвинение касается упоминания Гёком книги французского историка Элизе Реклю «История горы», написанной в 1830-х годах и переведенной на турецкий язык в 2021 году. Гёк утверждает, что обвинение пытается криминализировать слово «гора», использованное в его репортаже.
Другие дополнительные обвинения связаны с телефонными разговорами Гёка с коллегами и книгами, изъятыми во время обыска в его доме. В деле также фигурирует письмо министру юстиции от семьи Кыса из Эльбистана, о котором сообщил Гёк.
Судебное разбирательство против редактора «Месопотамии» – очередной пример усилий правительства по подавлению независимой журналистики в Турции. В последнее время под огнем чаще всего оказываются курдские СМИ. Тем временем Абдуррахман Гёк говорит, что, хотя его удерживают физически, его совесть остается свободной.
Сегодня, 5 декабря, его процесс продолжится в 5-м высшем уголовном суде Диярбакыра.
* - террористическая организация, запрещена в РФ