Комментируя решение заключенных Рабочей партии Курдистана (РПК) и Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК) бойкотировать суды и отказаться от телефонных звонков, посещений родственников и адвокатов с 4 апреля, депутат от ПНРД Серхат Аран сказал: «Изоляция — это система, в которой не применяется ни малейшего закона. Все народы Турции попадают в черную дыру изоляции».
В беседе с журналистами нашего новостного агентства Аран напомнил, что процесс беззакония начался с похищения и пленения курдского национального лидера Абдуллы Оджалана при игнорировании норм международного права. Отметив, что заключенные протестуют в отношении системы изоляции и беззакония, воплощенной в Имралы, и что их требования оправданы, Аран сказал, что процесс изоляции и произвола в отношении Абдуллы Оджалана действует как важнейший механизм давления, направленный на устранение борьбы курдского народа за свободу. Аран сказал: «Эта решительная борьба заключенных показывает, что курдский народ не сдается в своей борьбе и не отказывается от сопротивления против всех видов давления со стороны правительства. Возвращение к духу Долмабахче в демократическом решении курдского вопроса неизбежно. Политические заключенные сегодня, как и в любой другой период, мужественно защищают и возглавляют борьбу за свободу, подавая всему обществу пример мирного решения курдского вопроса, которое является единственным рецептом для преодоления многочисленных кризисов».
УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕДНОСТИ
Оценивая систему изоляции Имралы как продолжение настойчивого утверждения о несостоятельности курдской проблемы, Аран подчеркнул, что до тех пор, пока сохраняются условия изоляции, обнищание общества будет углубляться как результат военной политики. Аран продолжил: «Пока продолжается изоляция, курдская проблема будет оставаться нерешенной; вся политика государства будет формироваться с помощью этой войны, а народ будет становиться все беднее и беднее, в то время как некоторые люди будут лишь добавлять богатство к своему состоянию. Сегодня эту реальность должны осознать как средний класс «белых воротничков», так и рабочая и трудящаяся беднота. В докладе, подготовленном в 2022 году Институтом демократического прогресса со штаб-квартирой в Лондоне, подсчитано, что Турция потеряла 3 триллиона долларов за последние 40 лет из-за того, что предпочитает политику войны в курдском вопросе. В 2022 году, когда был обнародован доклад, национальный доход Турции составлял 905,5 миллиарда долларов, а доход на душу населения — 10 тысяч 659 долларов. Стоимость военных действий составила 3 триллиона долларов, что соответствует колоссальной сумме и не включает в себя 2023 год. 3 триллиона долларов — это настолько огромная цифра, что, исходя из данных 2022 года, эта сумма соответствует национальному доходу Турции примерно за 3,5 года.
3 ТРИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ МОГЛИ БЫ МНОГОЕ СДЕЛАТЬ
Что можно было бы сделать на 3 триллиона долларов, потраченных на политику войны вместо демократического и мирного решения курдского вопроса? Каждому из 16 миллионов пенсионеров можно было бы выплатить примерно 190 тысяч долларов по сегодняшнему курсу, то есть 6 миллионов лир. Если бы 3 триллиона долларов, потраченных на войну, были разделены между 85-миллионным населением Турции, каждому человеку можно было бы выплатить 35 295 долларов, или 1 125 000 лир.
Граждане Турции должны положить конец войне и настаивать на несостоятельности курдского вопроса. Для этого каждый должен громко заявить, что изоляция должна быть снята. Наш призыв к турецкому обществу — поддержать курдский народ в его демократических требованиях, не поддаваясь на угрозы государства и практику «не трогай — сгоришь». Если мы не пройдем этот путь вместе, ни один человек в Турции не сможет существовать со своей самобытностью и убеждениями, и ни одно из наших прав и свобод не будет гарантировано».
ВСЯ ТУРЦИЯ ПОПАДАЕТ В ЧЕРНУЮ ДЫРУ ИЗОЛЯЦИИ
Подчеркнув, что голодовка заключенных обращает внимание на необходимость того, чтобы все общество выступило против системы изоляции Имралы, Аран сказал: «На данном этапе их решение не представать перед судом — это сопротивление судебной системе, которая не является беспристрастной и независимой. Все судебные процессы в Турции сегодня носят формальный характер. Лучшим примером этого является суд по делу Кобане. Десятки тысяч наших товарищей находятся в тюрьме – они стали заложниками по указанию правительства. Так называемая правовая основа изоляции создается судебной системой, которая работает по инструкциям и превратилась в филиал политической власти. Абдуллу Оджалана и его друзей лишают возможности встречаться со своими семьями и адвокатами, налагая на них постоянные дисциплинарные взыскания. Об этих решениях даже не сообщается адвокатам, механизмы обжалования не работают должным образом, а жалобы, поданные на этих судей и прокуроров, не приносят никаких результатов. Изоляция — это система, в которой ни на йоту не соблюдается закон. Эта черная дыра в законе растет и ширится, создавая чрезвычайные и исключительные обстоятельства во всех случаях. В обществе, привыкшем к беззаконию, все нарушения становятся обыденностью. Все народы Турции попадают в черную дыру изоляции».