Британский депутат от Лейбористской партии Ллойд Рассел Мойл раскритиковал позицию Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Парламентарий заявил, что организация не провела необходимого расследования, несмотря на ряд сообщений о событиях в Курдистане, говорящих о возможном использовании запрещенных БОВ. Мойл добавил, что сейчас необходимо собрать больше доказательств относительно военных преступлений турецких войск.
Мойл – представитель всепартийной парламентской группы по Сирии и Турции. Он не раз выносил на обсуждение в парламенте доклады о преступлениях Турции в отношении курдского народа. В беседе с ANF он рассказал об обязанностях ОЗХО, позиции Великобритании по войне в Курдистане и возобновлении продажи оружия туркам.
- Не так давно ваша группа представила в парламент доклад о военных преступлениях Турции и применении химического оружия турецкими войсками. Последовали ли за этим какие-либо результаты? Как этот доклад был принят в британском парламенте?
- Да, это был один из докладов, которые мы представили в парламент за последние годы. Парламент принял этот доклад и провел дополнительную сессию для его обсуждения. На этой сессии мы объяснили парламенту нюансы документа. Однако в парламенте страны не прошло ни одного заседания, посвященного этому отчету, так, чтобы проблема была вынесена на основную повестку дня. К сожалению, сейчас парламент обсуждает события на Украине. Более того, Турция добивается от НАТО серьезных уступок по шведскому и финскому вопросу за счет курдов. Наблюдая эти события, мы видим, что британский парламент кладет под сукно вопросы, связанные с Турцией. Не только я, но и консервативные депутаты парламента Великобритании работают над вопросами, связанными с массовыми убийствами в Турции и проблемами курдов. Мы пытаемся рассмотреть в парламенте не только прошлые военные преступления Турции, но и нынешние. Так мы пытаемся повысить осведомленность общественности, насколько это возможно.
У курдов должно быть право голоса
- Как вы и ваша партия относитесь к ряду сообщений о применении химического оружия Турцией против курдов и к подтверждающим это фактам, собранным в зоне боевых действий?
- Вопрос о том, применялось ли химическое оружие, должен быть расследован. Однако ОЗХО не делает этого, хотя мы на нее надеялись. Много сообщений об этом поступает из курдских регионов и северного Ирака. Есть также различные отчеты из ряда регионов, которые мы принимаем во внимание. Один из важнейших шагов, который необходимо сделать в сложившейся ситуации, – это дать возможность высказаться по данной проблеме самим курдам. В прошлом диалог с курдским народом уже шел. Поскольку то, что происходит сейчас, – гражданская война, запрещенное оружие не должно использоваться. Конечно же, мы против этого.
- Каковы последствия продажи оружия Турции? Правительство Великобритании объявило о снятии запрета на продажу, а Швеция снова возобновит экспорт оружия турецким властям после введенных ранее, в 2019 году, ограничений. Какие комментарии вы можете дать в этой ситуации?
- Мы крайне скептически относимся к нынешней торговле оружием с Турцией. В прошлом мы побывали в северной Сирии, и нам удалось на некоторое время прекратить подобную продажу оружия. Эта торговля была прервана на несколько лет, потому что мы доказали, что Турция поддерживала некоторые исламистские группировки и устраивала расправы над курдами. К сожалению, недавно продажа оружия возобновилась. Мы также знаем, что Швеция сняла запрет и будет продавать оружие Турции. Я надеюсь, что эта ситуация не продлится долго, и торговля средствами вооружения будет вскоре прекращена.
НАТО следует пересмотреть отношения с Турцией
- Что же можно сделать, чтобы Турция прекратила войну и заняла мирную позицию?
- Мы должны подтолкнуть Турцию к переговорам с курдами в регионе. Мы должны побудить эту державу прекратить паранойю в отношении курдов, в том числе за пределами своих государственных границ. Силы НАТО должны способствовать тому, чтобы в регионе установился мир. Поскольку сейчас Турция находится в сильной позиции, она пользуется защитой НАТО, но вместо того, чтобы увязнуть в проблеме Швеции и Финляндии, мы должны сосредоточиться на самой Турции. Её власти следует подтолкнуть к переговорам с курдами. Оппозиционные партии Турции должны добиться успеха на предстоящих выборах. Мы хотим, чтобы Турция вышла из нынешней опасной ситуации, и ситуация в этой стране стабилизировалась.
Мы видим, как лидеры Турции, России и Ирана все чаще проводят встречи для обсуждения вопросов внешней политики на международной арене. Мы надеемся, что вскоре мы увидим, как Турция действует в рамках правил, принятых в НАТО. <…> Мы должны продолжать оказывать давление на Турцию, чтобы та урегулировала свои отношения с Североатлантическим Альянсом.
- Что бы вы хотели сказать курдскому народу, как член британского парламента, когда турецкие химические атаки все еще продолжаются?
- Наш парламент и Палата лордов сочувствуют тому, что произошло с курдами. Мы крайне обеспокоены происходящим. Мы также понимаем, что геополитические игры в регионе наносят вред его населению. Курды снова остались один на один с угрозой. Мы солидарны с народами Курдистана. Мы должны собрать как можно больше доказательств правонарушений, связанных с применением химического оружия. Мы должны иметь возможность передать эти улики в соответствующие учреждения. Нам нужно наладить контакт не только со СМИ, но и с ними. Мы будем продолжать выносить этот вопрос на повестку. Мы понимаем, что вы переживаете весьма тяжелые времена, но вы справитесь с этим. Примите нашу сердечную поддержку.