Несмотря на эмбарго и пандемию, Автономная администрация северной и восточной Сирии и Ассамблея демократической Сирии даже расширили свою дипломатическую работу в 2021 году. В интервью для ANF сопредседатель отдела по связям с иностранными державами рассказал о развитии дипломатии в 2021 году и ее перспективах на 2022 год.
В отличие от государственных форм дипломатии, в центре внимания Автономной администрации находится социальная дипломатия. Это было верно и для 2021 года. Омар объясняет: «Наша дипломатия на общественном уровне, а также на уровне министерств вращалась вокруг необходимости признания Автономной администрации. Кроме того, во время переговоров мы делились информацией о политической и экономической ситуации, а также о турецкой оккупации и угрозе со стороны Турции. Закрытие Тель-Кочера и других пограничных пунктов пропуска затрагивает около пяти миллионов человек. В частности, отсутствие гуманитарной помощи для районов, которые были оккупированы Исламским государством* в течение многих лет, дало этой группировке возможность реорганизоваться. Мы настаивали на том, что сирийская проблема не может быть решена на переговорах Конституционного комитета в Женеве, куда мы не включены ни как курды, ни как народы северо-восточной Сирии. Тридцать процентов населения Сирии и их интересы там не представлены. Но мы также рассмотрели ситуацию с людьми из ИГИЛ*, которые сейчас находятся в заключении, и с тысячами женщин и детей наемников ИГИЛ* в лагерях. Если ситуация в лагере беженцев «Холь» будет оставаться прежней, скоро мы можем столкнуться с гуманитарным кризисом. Последствия этого кризиса лягут на нас и на все международное сообщество. Мы донесли все это до наших собеседников и попытались найти решения».
«Мы пытались преодолеть препятствия»
В частности, эмбарго препятствовало дипломатической работе, сказал Омар и продолжил: «Закрытие пограничных переходов на границе северной и восточной Сирии привело к блокаде. В частности, закрытие пограничного перехода Семалка-Пешхабур правительством Южного Курдистана привело к целому ряду проблем. Пандемия и прекращение поездок по всему миру также стали проблемой. Мы часто не могли выехать из страны для проведения дипломатических переговоров. Существуют и другие искусственно созданные барьеры для переговоров с арабскими странами. Ведется черная пропаганда, которая порочит Автономную администрацию, называя её исключительно курдским правительством, предполагая, что мы хотим разделить Сирию. Из-за влияния турецкого государства ожидаемые переговоры пока не состоялись».
«Процесс признания де-факто начался»
Омар указал на значимость признания Автономной администрации Каталонией и добавил, что начался процесс её признания де-факто рядом государств. Омар напомнил, что во время дипломатии, переговоров, которые шли в 2015 и 2016 годах, не удавалось провести переговоры с министрами иностранных дел или их заместителями, но на данный момент это уже не редкость. «Теперь двери министерств иностранных дел всех европейских стран открыты для нас», - сказал Омар, добавив: «Переговоры идут на уровне министров иностранных дел и их заместителей. Однако, признание статуса невозможно без привлечения Автономной администрации к конституционным переговорам. Официальное признание довольно сложно без такого участия».
Представительства открыты в нескольких странах
Омар напомнил, что первое представительство Автономной администрации было открыто в Сулеймании, и сказал: «Сейчас у нас есть представительство в Москве и в Стокгольме для четырех скандинавских стран, для Нидерландов, Бельгии и Люксембурга, у нас есть учреждение в Брюсселе, мы открыли представительства в Париже и Берлине. В этом году мы также открыли представительство в Швейцарии. В будущем мы продолжим наши усилия по открытию новых представительств. В 2022 году мы намерены открыть представительство в Лондоне».
«Мы серьезно настроены на решение сирийской проблемы»
Омар продолжал: «Мы будем разрабатывать решение вместе с Дамаском. Мы относимся к решению серьезно. Делегации из Женевы и Астаны нужно задать вопросы».
Омар указал на роль США и России в Сирии и раскритиковал их молчание по поводу продолжающихся турецких атак, когда Турция применяет артиллерию и вооруженные беспилотники. По всей видимости, США и Россия не допустили масштабного турецкого вторжения, но не сделали необходимого для прекращения текущей агрессии, сказал он.
«Угроза со стороны ИГИЛ* сохраняется»
Омар предупредил, что хотя оккупация региона силами ИГИЛ* закончилась, оно продолжает вести свою деятельность с территорий, находящихся под контролем режима, или с территорий, оккупированных Турцией. Он сказал: «Идеология ИГИЛ* все еще существует в районах, которые находятся под контролем ИГИЛ* уже много лет и не могут начать новую жизнь. Есть несколько факторов, которые благоприятствуют террору: международное молчание и закрытие пограничного перехода Тель-Кочер, блокада региона и отсутствие помощи, угрозы со стороны турецкого государства и атаки беспилотников, уменьшение объемов водного потока Евфрата и попытки нарушить стабильность в регионе путем создания экономического кризиса, тысячи членов ИГИЛ* в тюрьмах и лагерях».
Коснувшись проблемы заключенных ИГИЛ*, Омар сказал: «Международное сообщество должно поддержать нас в этом. Они не хотят ни возвращения людей, состоявших в ИГИЛ*, прибывших из их стран, ни того, чтобы мы привлекали их к ответственности здесь. Чем это закончится?»
Оккупированные территории
Что касается похищений, внесудебных расправ, изгнаний и грабежей на оккупированных Турцией территориях, Омар сказал: «Готовятся специальные досье о нарушениях закона на оккупированных территориях и о внутренне перемещенных лицах. Наши делегации передают эти досье. Для нас происходящее на оккупированных территориях представляет приоритетные темы на арене дипломатии. Мы работаем над возвращением внутренне перемещенных лиц».
Большие надежды на 2022 год
Омар отметил, что, несмотря на эмбарго и эпидемию, дипломатические усилия Автономной администрации и Ассамблеи демократической Сирии (АДС) не прекращаются: «В 2022 году мы будем уделять больше внимания социальной дипломатии. Мы будем делать больше для развития диалога со странами Ближнего Востока. Мы вступаем в 2022 год с большими надеждами».
* - террористическая организация, запрещена в РФ