Ирак

Муайяд Аль-Али: Багдаду невыгодно поддерживать Турцию против РПК

Иракский исследователь призвал свою страну не идти на уступки Турции в ущерб собственному суверенитету, отметив, что Эрдоган имеет экспансионистские амбиции на севере Ирака, лелея мечту о восстановлении Османской империи.

Реджеп Тайип Эрдоган посетил Ирак после тринадцати лет перерыва. Этот визит долго откладывался из-за обострения разногласий между странами – политическими, в сфере безопасности, экономики и водных ресурсов.

Представитель Целевого центра научных и стратегических исследований Муайяд аль-Али сказал: «Хорошо известно, что в последние годы отношения между Ираком и Турцией были нестабильными и напряженными во многих вопросах, будь то политика, экономика или безопасность, особенно в части водных ресурсов. Турция не раз пыталась уменьшить объемы воды, поступающей на территорию Ирака, и угрожала продовольственной безопасности страны. Турецкий режим постоянно проводил вооруженные операции на севере Ирака, как наземные, так и воздушные, под предлогом борьбы с РПК».

Исследователь считает, что «подход Эрдогана – это преимущественно прагматичная политика, и поэтому в последнее время турецкое правительство страдает от реальных проблем. Партия справедливости и развития, которую возглавляет президент Турции, не добилась хороших результатов на недавних муниципальных выборах, и это говорит о том, что внутри ПСР есть серьезные разногласия, помимо экономических проблем, не говоря уже о нынешних региональных и международных переменах. В мире проектируют и собираются строить новый многополярный порядок».

Аль-Али считает, что «многие страны, включая Турцию, ищут новые союзы и пытаются изменить свою политику, наводя мосты доверия с другими державами». Исследователь добавил, что Турция рассматривает Ирак, как свой «задний двор», и Эрдоган имеет экспансионистские амбиции в отношении севера этой страны, лелея мечту об Османской империи, которая контролировала эти земли.

Исследователь полагает, что всё это «заставило Эрдогана прибыть в страну именно сейчас, в попытке добиться политических и экономических подвижек и успехов в области безопасности для своего правительства, улучшив таким образом свой имидж и имидж своей партии в Турции, особенно после недавней неудачи на выборах».

Существует фундаментальный момент, который заключается в том, что «Турция хотела гарантировать себе место на пути развития, предложенном Ираком, так как этот путь очень важен на мировом уровне, в мировой торговле и области энергетики».

Муайяд Аль-Али полагает, что главная причина визита Эрдогана заключается в попытке «обеспечить эффективное присутствие Турции на пути развития, чтобы у страны было большое будущее в стратегической перспективе. Поэтому я считаю, что Турция заботится о своих интересах, как прагматичная держава, и Ирак, вероятно, стремится к соглашению с... турецкой стороной по водной политике, а также на экономическом уровне, поскольку Турция занимает первое место в торговом взаимообмене с Ираком».

Комментируя ситуацию с Рабочей партии Курдистана, Аль-Али сказал, что считает этот вопрос «турецкой проблемой, так как присутствие этой партии в горах Кандиль и на севере Ирака – это прежде всего турецкий вопрос, и Анкара полагает, что должна решить этот вопрос радикально или постепенно. Для этого ей необходимо достичь взаимопонимания с партиями, которые враждебны и противостоят турецкому правительству».

Исследователь подчеркнул, что Турция, откровенно говоря, «хочет воспользоваться ситуацией, чтобы узаконить свое присутствие в регионах северного Ирака, особенно в том, что касается создания пояса безопасности глубиной 30-40 км на территории этой страны. Турции выгодно использовать эту тактику, чтобы легитимно расширять зону своего влияния и иметь официальное присутствие в северном Ираке».

Аль-Али считает, что «Ирак не заинтересован в том, чтобы противостоять одной стороне против другой. Между региональной администрацией и её оппонентами может быть несогласие по ряду вопросов, но они должны решаться внутри этих правительств. Поэтому, возможно, обе стороны пойдут на уступки после этого визита, но мы, иракская сторона, надеемся, что они будут сделаны не за счет суверенитета Ирака и не за счет присутствия иностранных войск на нашей территории».