Карасу: борьба за демократизацию создаст базис для переговоров
«Борьба за демократизацию составляет основу для переговоров», – говорит Мустафа Карасу.
«Борьба за демократизацию составляет основу для переговоров», – говорит Мустафа Карасу.
В третьей части этого подробного интервью Мустафа Карасу, представитель Исполнительного совета АОК, заявил, что «борьба за демократизацию и развитие демократии может заложить основу для переговоров».
Первую часть этого интервью можно прочитать здесь, а вторую – здесь.
- Курдский народ и его соратники по борьбе за демократию вновь внесли вклад в поражение фашистского альянса ПСР/ПНД. Все оппозиционные круги обратили внимание на роль, которую сыграла ПНРД. Как относятся к партии сами курды и их товарищи?
- Несомненно, в основном именно курдские избиратели проголосовали за кандидатов от ПНРД в Курдистане. Они также голосовали за партию в городах, где у неё почти не было шансов на победу, например, в районе Акдениз в Мерсине. В центре Дерсима победили кандидаты от ПНРД, получившие поддержку альянсов. В Курдистане курдские избиратели пришли отдать свои голоса в массовом порядке. Результаты говорят сами за себя.
На этих выборах ПНРД не вступала в широкие альянсы. Однако, она проводила политику, направленную на то, чтобы фашизм ПСР/ПНД проиграл в стратегически важных районах Турции, действуя сообща со всеми демократическими силами. Эта политика получила название «городской консенсус». Консенсус заключается в объединении всех общественных сил, которые хотят демократии. Вместо того, чтобы говорить о победе кандидата от одной партии, необходимо увидеть тот факт, что все силы, стремящиеся к демократии, объединились в борьбе против фашизма ПСР/ПНД. Именно так следует понимать отношение избирателей. Речь идет не о победе отдельной партии, а о победе демократии. НРП также должна это понимать. Эти голоса были отданы за демократизацию, и так наш народ дал ответ фашизму.
Фашизм ПСР/ПНД поляризовал общество до такой степени, что объединил против себя все оппозиционные силы и общественные группы, требующие демократии. Политика ПНРД заключалась в том, чтобы встать на сторону демократов против этого фашизма. Так же, как партия боролась против диктата ПСР/ПНД в Курдистане, она не отступала от этой позиции и в городах Турции. От участников партии, боровшихся против фашистской и антикурдской оккупационной политики, нельзя было ожидать иного отношения. Фактически, везде, где ПНРД выдвигала своих кандидатов, люди без колебаний голосовали за победу НРП на основе городского консенсуса.
Были и те, кто голосовал в первую очередь за кандидатов от ПНРД, помня об ошибочной позиции оппозиционных сил в 2023 году, так как ПНРД предоставила избирателям такую возможность – она не снимала своих кандидатов. Таким образом, прокурдская партия не оставила без выбора тех, кто хотел голосовать исключительно за неё. Это решение тоже можно считать попыткой поддержать борьбу за демократию, ведь голоса, отданные ПНРД, также были отданы сторонниками демократического фронта.
Все в Турции должны признать решающую роль ПНРД, то есть вклад курдов и их союзников в борьбу за демократию и крах правительства Эрдогана на муниципальных выборах. Отношение к правительству ПСР/ПНД стало явным. Провинции, в которых победила НРП, смогут противостоять фашизму и отбросить его назад. Это объективный факт, выявить который позволила демократическая позиция курдского народа и народов Турции. Демократические силы, действующие в Турции, озвучивают этот факт.
Если бы сейчас в стране проходили парламентские выборы, то все, будь то курды, турки, алевиты, сунниты, женщины и молодежь, проголосовали бы непосредственно за ПНРД. Поэтому, как и сказала Мераль Даниш Бешташ, НРП не должна считать, что все голоса, отданные в её поддержку – это голоса её избирателей. Озгюр Озель упомянул это в своей первой речи после победы на выборах. Это правильная позиция. Все знают, что доля сторонников ПНРД в Стамбуле составляет около 10%. Да, это сумма голосов курдов, алевитов, демократических левых сил и женщин. По большей части эти люди поддержали демократию в Стамбуле. Они сыграли важную роль в победе Имамоглу, который добился большего успеха, чем в 2019 году.
ПНРД по-прежнему удерживает позицию третьей по величине партии; все, кто утверждает обратное, дают поверхностную оценку. Половина голосов в поддержку ПНРД приходится на Курдистан, половина – на Турцию. Поскольку избирательная база прокурдской партии в Турции включает в себя голоса левых демократов, алевитов, в том числе турецких алевитов, женщин из различных сообществ, которые голосуют за стратегию женского освобождения и равноправия, и других этнических и религиозных общин, поддержка ПНРД в Турции в настоящее время оценивается примерно в 11 %. Некоторые эксперты сообщают, что за партию отдали меньше голосов, чем за её предшественниц на прошлых выборах, но это поверхностное суждение. Нельзя игнорировать голоса, отданные не только в курдских провинциях, но и в Турции. Такой подход искажает реальность. ПНРД добилась успехов на муниципальных выборах в этом году. Это также партия, достигшая наибольших успехов в борьбе с фашизмом. ПНРД – третья по величине партия в Турции. Манипуляции и кража голосов не изменят эту реальность.
Все должны видеть роль партии и в борьбе за демократию в Турции. Правильная политика и борьба возможны лишь при условии признания этой реальности. ПНРД и ее избиратели не хотят, чтобы силы, которые стремятся к демократизации Турции, ошибались.
- В рамках выборов в турецких районах союз ПНРД с народами Турции дал важный результат благодаря политике городского консенсуса. После прошлых выборов против ДПН и ЗЛП началась настоящая война, и фашистские приспешники атаковали союз, созданный курдами, народами Турции и силами демократии.
Когда мы оцениваем достижения ПНРД и тот факт, что фашизм ПСР/ПНД проиграл, можем ли мы сказать, что сторонники тезиса о том, что «политика альянса ведет курдов к поражениям», ошибались?
- Общая политика ДПН и ЗЛП на выборах, состоявшихся в мае 2023 года, не была ошибочной. Их намерением было укрепление демократии. Именно этого ожидали от курдских партий люди. Однако, при реализации этой политики были допущены просчеты, и, поскольку применить на практике правильную политику не удалось, желаемые результаты не были достигнуты. В борьбе с фашистским альянсом можно было бы использовать более творческие методы. С другой стороны, недемократичность внутрисистемной оппозиции, которая выступила против фашизма ПСР/ПНД, была использована злонамеренными кругами. Раскрытие тайного соглашения между Партией победы и Кылычдароглу вызвало оправданную реакцию среди курдов. Те, у кого были скрытые мотивы, попытались использовать этот факт, критикуя политику ДПН и ЗЛП на этих выборах. На самом деле они не ставили целью разоблачить ошибку оппозиционных сил внутри системы, а выбрали своей мишенью ПНРД, то есть атаковали единство, созданное демократическими силами.
ДПН же атаковали ещё и потому, что избиратели политиков, выступивших против левой партии, увидели ряд проблем. Были люди, которые говорили, что голоса курдов используются для избрания кандидатов, не заинтересованных в решении курдского вопроса. Однако, ДПН преодолела порог. Если раньше она имела максимум 30-35 депутатов, то теперь – минимум 60. Потому утверждения о том, что голоса курдов использовались для избрания таких депутатов, не соответствуют действительности. Снизив порог до 7%, фашизм ПСР/ПНД хотел помешать оппозиции голосовать за ДПН. Эта тактика была использована даже в тех городах Турции, где ДПН обычно не получала ни одного депутатского мандата, чтобы прокурдской партии не удалось использовать голоса избирателей, выступающих против ПСР. За ДПН голосовали люди, разделяющие идеи и принципы этой партии, но власти снизили порог, чтобы снизить поддержку ДПН.
В этой ситуации необходимо работать над тем, чтобы завоевать голоса более широких слоев населения, придерживаясь своей собственной основополагающей идеи. Это очень важно для курдской демократической политики, и речь идет не просто о проекте по получению 20-30 дополнительных депутатских мандатов. Это стратегия демократизации страны. Курды не могут продолжать борьбу за свободу и демократию, когда их волю представляют лишь курдские парламентарии. Для того, чтобы демократия в Турции развивалась на базе решения курдского вопроса, люди должны держаться за идею ДПН, как за спасательный круг.
Курды всегда будут в выигрыше, если ПНРД продолжит свою политику работы с демократическими силами Турции. Отказываться о такого сотрудничества и руководствоваться лишь своими интересами нельзя, это приведет курдов к потерям. Курды не должны прислушиваться к таким поверхностным и вульгарным рассуждениям.
Городской консенсус ПНРД породил надежду на демократию в Турции, продемонстрировав правильность идей и принципов партии и её предшественниц. Следует знать, что традиционно ДПН никогда не стремилась к победе конкретной силы. Политика и тактика, которые применяла партия, всегда имела целью победу сил демократии и курдского народа. Понимая это, можно делать правильные оценки.
- Сразу после выборов звучали мнения о том, что явка курдских избирателей в Курдистане и процент голосов, отданных в поддержку ПНРД в Турции, упали. Учитывая успех партии, почему звучали подобные оценки?
- Совершенно очевидно, что явка курдских избирателей нисколько не упала. Да, некоторые сторонники ПСР в Курдистане не пришли на избирательные участки. Некоторые курды, имеющие отношение к правящей партии, тоже обеспокоены военной политикой в Курдистане, ведь война затрагивает и их жизни. В такой ситуации назначение в муниципалитеты людей, лояльных режиму, но не выигравших выборы и отвергающих волю курдов, также обеспокоило некоторых жителей региона, которые прежде голосовали за ПСР. Их беспокоит военная риторика правительства ПСР. Они начинают понимать, что война – истинная причина бедности. С другой стороны, сторонники ПНРД в Курдистане в большинстве пришли на избирательные участки. По этой причине во многих местах партия выиграла с большим отрывом, чем в ходе прошлых выборов. На выборах в Ване ПНРД стала единственной партией в Турции, победившей как в столице провинции, так и в районах. Говорить, что избиратели ПНРД в Курдистане не пришли на выборы, – манипуляции и ложь. Всё обстоит с точностью до наоборот.
Если бы сегодня состоялись всеобщие выборы, голоса, отданные за ПНРД, значительно превысили бы показатели всеобщих выборов 2023 года. Политическое возрождение среди курдов – наглядное подтверждение этому тезису. Происходящее в Курдистане влияет на метрополии Турции напрямую. Очевидно, что курды голосуют с теми же намерениями, что и демократические силы Турции, благодаря городскому консенсусу, поэтому заявления о том, что популярность ПНРД снизилась, представляют собой демагогию. Даже ребенок поймет, что это ложь. ПСР и некоторые курдские коллаборационисты готовы клеветать, и для них не имеет значения, соответствуют ли их слова реальности. Это кампании по дезинформации. Курды и демократические силы не должны обращать на них внимания.
- Несмотря на все притеснения, преследования, аресты и манипуляции с избирательной базой, курды и их соратники по борьбе одержали великую победу в Курдистане, разгромив фашизм ПСР/ПНД. Что нужно сделать, чтобы закрепить электоральный успех? После поражения на местных выборах 2019 года правительство ПСР/ПНД начало вторжение в Рожаву. После выборов фашистский лидер Тайип Эрдоган заявил, что они «не поддадутся терроризму». Что нужно сделать в такой ситуации?
- Курдский народ одержал великую победу в Курдистане. Учитывая все репрессии, эта победа еще более значима. Все должны ценить этот успех. Не только жители Северного Курдистана, но и курды в Рожхилате, Южном Курдистане, Рожаве, Шенгале и во всем мире должны гордиться этими успехами.
Это достижение стоит воспринимать, как основу для дальнейшей борьбы. Празднуйте победы, но помните, что мы сражаемся с колониалистами, которые выбрали геноцид своей основной стратегией.
Кто-то может сказать, что ПСР понесла ущерб, и теперь она может отказаться от этой политики. Мыслить так значит игнорировать реальность. Если бы Турция была лишь страной-колонизатором, возможно, она могла бы изменить свою политику в такой ситуации. Но её существование зависит от уничтожения курдского народа, и до тех пор, пока этот менталитет геноцида не будет преодолен, нельзя ожидать смягчения в решении курдского вопроса в стране. Решение курдского вопроса – это не вопрос воли одного человека или группы людей. Одним словом, подобные высказывания являются следствием поверхностного и узкого политического взгляда.
Борьба за демократизацию составляет основу для переговоров. Не стоит думать, что Турция добровольно предпримет позитивные шаги в условиях политического дисбаланса. Мы должны понимать характер турецкого государства. «Закон» этого государства – геноцид. Это можно преодолеть либо фундаментальным прорывом, либо демократизацией.
Недавний успех не должен вести курдов к самоуспокоению, а напротив, должен стать основой для дальнейшей борьбы с этим врагом. Женщины и молодежь должны активнее вовлекаться в борьбу. Каждый курд должен участвовать в организованной деятельности. Организация – это демократическое право, и его нужно использовать.
После выборов Эрдоган снова использовал термин «террористан» и заявил, что режим нанесет новые удары. Реджеп Тайип рассматривает не только Рожаву, но и весь Курдистан как «регион террора». Любой из курдов, кто желает говорить на своем родном языке, иметь свою культуру, свою идентичность и самоуправляемую администрацию, считается террористом. Эрдоган заявил, что начнет вторжение сразу после выборов и отправит молодежь на фронт.
Где бы ни атаковала Турция, весь курдский народ должен встать на защиту. Нападения на Рожаву, Южный Курдистан и зоны обороны Мидии, нападения на Шенгал – это удары по каждому из курдов. Все курды, живущие в четырех частях Курдистана и во всем мире, должны объединиться и выступить против вооруженной агрессии. Курдская молодежь должна защищать свое будущее, как было в дни битвы за Кобани. Сейчас угроза нависла над зонами обороны Мидии, Рожавой и Шенгалом.
Случившееся в Ване не следует рассматривать, как обычную попытку лишить курдов избирательных прав. Это была атака на освободительную борьбу курдского народа в целом. Все курды должны показать свое отношение к таким нападениям. Если подобное случится снова в любом из городов, все курды должны выйти на улицы и защитить свою демократическую волю. Сегодня мы выражаем свое уважение жителям Вана и курдскому народу в других городах за то, что они вышли на площади и выступили против несправедливости.
- ПСР и её фашистские соратники по альянсу потерпели тяжелое поражение, впервые став второй партией в Турции, а оппозиция в целом добилась исторического успеха. Итак, принимая во внимание выборы 7 июня 2015 года, какой курс действий должна взять турецкая оппозиция, чтобы обеспечить полный разгром фашистского альянса ПСР/ПНД?
- Несомненно, результаты выборов вселили надежду на будущее в умы турецкого общества. Они заложили основу для борьбы за демократизацию. Эти выборы укрепили союз между курдским народом и демократическими силами Турции и сыграли важную роль в развитии демократического единства на основе демократизации и решения курдского вопроса. Фактически, курдский народ и демократические силы Турции снова продемонстрировали, что способны добиваться своих целей. И, пока политика ПСР/ПНД ведет государство к расколу, оппозиция выступила с волей к обеспечению единства страны на основе демократизации и решения курдского вопроса.
Однако, эти успехи не ведут автоматически к полному поражению фашистского альянса ПСР/ПНД. На выборах 2015 года правительство ПСР также проиграло, но силы демократии и оппозиция, включая ДПН, не заняли правильную позицию. Они не смогли использовать поражение ПСР, чтобы отстранить ее от власти. Шаги, которые лишили бы ПСР легитимности, не были сделаны. Все просто следовали повестке дня ПСР. После выборов 7 июня оппозиционные силы не смогли объединиться, тогда как ПСР немедленно приступила к расширению собственного фронта.
Радикальные демократические силы в Турции должны организоваться и объединить свои силы как можно скорее. Преодолевайте дезорганизацию. Альянс труда и свободы должен расширяться. Без радикальных демократических сил, возглавляющих борьбу за демократию, немыслимо, чтобы оппозиционные силы внутри системы сыграли большую роль в демократизации. Они могут растратить даже те возможности, которые у них есть. Когда я слушаю некоторые оппозиционные каналы и выступающих ораторов, я не слышу предложений расширять ряды демократии и уменьшать базу фашизма ПСР/ПНД. Напротив, звучат предложения довольствоваться статус-кво и даже продолжать работать в рамках классической политики. Турецкая Республика была создана в 1920-х годах. В условиях того периода она стала авторитарной державой, но сейчас эта республика нуждается в демократизации. Если оппозиция не будет действовать сообразно ситуации, появившиеся возможности могут быть снова растрачены.
Борьба за демократию – это вопрос союзов в любой стране мира. Ошибочно думать, что только одна партия или группа может привести народы к демократии в Турции, где так много различных сообществ. Радикальные революционно-демократические и оппозиционные силы должны действовать, понимая ситуацию. Ни одна политическая сила или движение, которые не ставят своей целью решение курдского вопроса, не могут бороться за демократию. Все рассуждения о демократии, которые не ставят целью поиск мирного решения курдского вопроса, представляют собой манипуляцию или самообман. В результате таких рассуждений Турция останется в 100-летних тисках авторитаризма.
В любой другой стране мира после таких выборов действующее правительство было бы призвано уйти в отставку и провести всеобщие выборы. Это демократическая традиция. Все демократические силы должны призвать власти уйти в отставку. С этими выборами правительство потеряло свою легитимность. Остаться у власти означает стать узурпаторами. Не заняв такую позицию, силы демократии не смогут вести борьбу за демократию. Это правительство захочет остаться, используя все доступные средства и методы. Сегодня необходимо продолжать борьбу против властей, чтобы заставить их уйти в отставку.
Для того, чтобы борьба за демократию в Турции развивалась, все называющие себя демократами должны продемонстрировать это на деле. Воля курдского народа была попрана, и все демократические силы, включая системную оппозицию, интеллигенцию, литераторов, людей культуры и искусства и все этнические и религиозные общины, должны занять общую позицию. Курды и силы, проголосовавшие за демократию и сыгравшие свою роль в свержении фашизма ПСР/ПНД, ожидают именно этого. Мы видели первые позитивные реакции. Продолжайте руководствоваться этим подходом, это важно для единства и общей борьбы демократических сил.