Международный заговор против курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, инициированный сетью НАТО «Гладио» в 1985 году, был продолжен партнерством Германии, Англии, Израиля, Греции, Саудовской Аравии, Египта, Ирана, Сирии, Европейского парламента, Совета Европы, Франции, Италии, Нидерландов, России и, наконец, в 1999 году – Швейцарии и Кении.
Оджалан, который был доставлен в Турцию 15 февраля 1999 года в ходе операции, проходившей под руководством США и Англии, уже 23 года содержится в условиях строгой изоляции в тюрьме строгого режима «Имралы». Абдулла Оджалан, который в последний раз разговаривал по телефону со своим братом Мехметом Оджаланом 25 марта 2021 года, с тех пор не имел никаких контактов с кем-либо из посторонних.
Продолжая борьбу, Оджалан помешал международному заговору и беспрецедентной изоляции, наложенной на него. Он помешал всему этому с помощью парадигмы, которую он представил, дав надежду многим общинам. С каждым днем эта парадигма становится все более заметной среди общин, и контрмеры, предпринимаемые против нее суверенными державами, оказываются тщетными. Эти общины нашли в парадигме Оджалана решения усиливающихся в мире экономических и социальных кризисов и громко заявили всему миру, что Абдулла Оджалан должен быть освобожден как можно скорее.
В день рождения Оджалана, 4 апреля, общины всего мира выйдут на улицы, чтобы еще раз потребовать свободы лидера Абдуллы Оджалана. Эмран Эмекчи, адвокат из адвокатского бюро «Асрин» и защитник Оджалана, ответил на наши вопросы о дне рождения лидера Абдуллы Оджалана и о значении его философии для курдов, Ближнего Востока и всего мира.
- Что значит родиться курдом на Ближнем Востоке и в Месопотамии?
- Согласно конституции 1921 года, курды и курдская идентичность были представлены в парламенте, а на местном уровне они имели статус самоуправления. Однако после того, как было достигнуто освобождение и провозглашена республика, курдов неожиданно стали игнорировать. Первая Ассамблея была распущена в результате заговоров и переворотов после принятия британских условий Лозаннского процесса, а одобрение (Лозаннского договора) Второй Ассамблеей, которая была сформирована методом централизованного списка, обеспечило принятие строго монистической и централистской конституции 1924 года.
И все же имело место большее, чем просто отказ от индивидуальных и коллективных прав курдов. Их существование в целом было проигнорировано, и они оказались в тисках отрицания и ассимиляции и были брошены на произвол судьбы, худшей, чем рабство. Восстание шейха Саида развилось в ответ на это, но оно было использовано как предлог для объявления Восточного плана реформ, а последующее подавление восстаний в Агры и Дерсиме, переплетенное с интенсивным процессом тюркизации, означало, что к 1950-м годам, по их собственным словам, курдские мечты о свободе были похоронены в могиле. По словам тогдашнего министра юстиции Махмута Эсата Бозкурта, у нетурецкого народа в этой стране было только одно право – право быть рабом и слугой!
- Как Оджалан, чье рождение совпало с этими годами, интерпретировал свое собственное рождение?
Абдулла Оджалан родился 4 апреля 1948 года (хотя официально это было записано как 14 апреля 1949 года) в деревне Амара Халфетского района Урфы (Риха) в годы, когда вышеупомянутое положение давало о себе знать со всей силой. Даже в рабстве не отрицали язык и самобытность. Но он родился курдом, и его ожидала участь хуже, чем у раба. Его язык и самобытность игнорировались, и он даже не мог претендовать на свой собственный язык. В начальной школе, которую он посещал, было запрещено учиться или даже говорить на родном языке. Именно поэтому Оджалан на своем первом уроке, когда надо было писать сочинение, восстал против системы отрицания, написав сочинение под названием «Ты – мой нерожденный ребенок». Он заявил, что ребенок в его воображении еще не родился. Он резюмировал, что значит родиться курдом, словами: «На самом деле я не родился, если я родился, то не жил, если я жил, то жил ради свободы». Родиться курдом означало не родиться вообще, отрицание своего существования, идентичности и родословной и принятие тюркизации означает разрыв с самим собой, что фактически является нерождением.
Опять же, жизнь, в которой отменено право свободно жить со своей идентичностью, языком и культурой, не может называться жизнью. Быть самим собой и иметь осмысленные рождение и жизнь можно было, только вступив в борьбу за свободу – в борьбу против тех, кто игнорировал его существование и идентичность. После того как рождение состоялось, оставалось сделать его осмысленным перед лицом этого мира невежества, худшего, чем рабство. Чтобы сделать это, у него не было иного выбора, кроме как бороться за свободу. Но такой выбор был трудным. Он был опасен, и за него нужно было платить.
- Как исторически воспринималось его требование свободы?
- Еще до его рождения его требование жить свободно, со своей самобытностью, культурой и родным языком считалось преступлением, «бандитизмом». После его рождения это считалось «сепаратизмом», а сегодня считается «терроризмом». Поэтому его участие в борьбе за самобытность, культуру, язык и индивидуальные и коллективные права и свободы курдов было встречено монистической системой жестко. Она ответила всеми видами угнетения, пытками, внесудебным насилием, судом, наказанием и тюремным заключением. Но единственным способом для курдов, обладающих хоть каким-то достоинством, сделать свое рождение значимым, была борьба за сохранение своего существования, борьба против тех, кто отрицал их идентичность, культуру, индивидуальные и коллективные права.
- Что означает для курдов рождение лидера Абдуллы Оджалана?
С рождением Оджалана родилось и лидерство курдского народа, которое впервые в истории зафиксирует свой «субъектный» статус. В лице Оджалана курдский народ впервые в истории получил политическое лидерство, модель и парадигму свободы, – модель, которая служила его собственной воле и интересам.
Родиться в мире, основанном на отрицании его существования, было равносильно тому, чтобы не родиться вообще. Он должен был делать свое рождение более значимым с каждым шагом, сделав выбор в пользу идентичности, достоинства и борьбы за свободу против мира, в котором его судьба была определена еще до рождения – определена как судьба того, кто должен «отказаться от курдства и быть тюркизированным». Этим своим выбором он оттолкнул систему отрицания, и шаг за шагом, начал создавать зоны свободы для себя и своего народа. Каждый год своей жизни он превращал в еще один год усилий, направленных на то, чтобы сделать свое рождение более значимым. На протяжении пяти тысяч лет их письменной истории курдов всегда держали в качестве «объектов», с которыми иностранные правители или их собственные коллаборационистские правящие классы играли в свои многочисленные игры. С рождением Оджалана родилось и лидерство, которое впервые в истории зафиксировало «субъектный» статус курдского народа. В лице Оджалана курдский народ впервые в истории получил политическое лидерство, путь к свободе и парадигму свободы, отвечающие его собственной воле и интересам.
- А для народов Ближнего Востока и всего мира...
- Для них это означало Возрождение Ближнего Востока и появление Демократического союза народов Ближнего Востока. Это было рождение современного Саладина, восставшего против новых крестовых походов капиталистической современности на Ближнем Востоке. Это было рождение современного авраамического движения против современного Нимрода и его фараонов, против шумерских и египетских рабовладельческих порядков. Это было рождение курда, который подобен современному Спартаку или даже находился в положении худшем, чем рабство. Это было рождение современного Иисуса, который, несмотря на одиночество, выступил против несправедливости и беспринципности и был распят за это. Это было рождение современного Прометея, который похитил огонь из рук богов и принес людям просвещение. Но, прежде всего, это было воскрешение женщины, первого угнетенного пола, рождение свободной женщины. Это было рождение свободолюбивого демократического курдства. Это был упадок республики отрицания и рождение республики демократии. Это было рождение демократических союзов народов на свободной, равной, добровольной основе. Это было рождение демократического самоуправления, демократического конфедерализма, демократической государственности, рождение союза Ближнего Востока с демократическими странами мира, рождение системы демократической современности, борющейся против капиталистической современности.
- Оджалан находится в изоляции в Имрали уже 23 года. Что вы можете сказать о том годе, когда миллионы людей скандировали лозунг «Свободу Оджалану!» во время празднования Науроза?
- Да, в этом году миллионы людей скандировали этот лозунг. Еще раз было доказано, что свобода Оджалана и свобода его народа, общин, личности и общества – это одно и то же. Настало время свободы. Свобода победит.
Подобно тому, как он наполнил смыслом свое рождение 74 года назад благодаря борьбе за свободу, которую он вел в интересах народа, так он должен был наполнить смыслом жизнь, основанную на свободе своего народа, угнетенных сообществ и самого себя. Хотя он провел 23 года своей жизни, борясь за свободу, физически находясь в островной тюрьме в четырех стенах (о них он сказал: «Вы не можете заключить миллионы в крошечной комнате»), это также стало рождением демократического решения и почетного мира благодаря решимости народов Анатолии и Месопотамии превратить это место в остров мира.
Независимо от того, будет ли Оджалан находиться в абсолютной изоляции, на кресте или в гробу, он будет продолжать олицетворять рождение, жизнь, почетный мир и возвышение свободы.
Это был путь к свободе, и он останется таким навсегда. Оджалан провел и продолжает проводить каждый год в тюрьме как свободный человек, внося свой вклад в борьбу за свободу своего народа и общин. Несмотря на все негативные условия заключения и изоляции, включая отсутствие контактов с внешним миром в течение года, он продолжает свое сопротивление, свою борьбу за свободный, равноправный добровольный союз людей и за честный мир.
Он говорит: «Не может быть единства в рабстве, осмысленные союзы – это свободные союзы». С помощью альтернативной системы Демократической Современности, которую он разработал, он обеспечил миллионы людей более сильным идеологическим и политическим оружием в их борьбе за свободу.
Да, миллионы людей скандировали лозунг «Свободу Оджалану!» на праздновании Нового года. Еще раз было доказано, что его свобода и свобода его народа, общин, отдельных людей и общества – это одно и то же. Рано или поздно будет достигнуто демократическое решение и наступит почетный мир. Это означает свободный, равноправный и добровольный союз народов Турции и Ближнего Востока. Рождение Оджалана, создателя этого пути, станет победой свободы. Настало время свободы. Свобода победит.