Курдистан

Элуш: прибыв в Кобани, Оджалан положил начало социальным переменам

С прибытием Абдуллы Оджалана в Кобани в 1979 году, в городе начались социальные перемены. В те дни Омер Элуш был ещё ребенком. Теперь он рассказал о важном этапе, когда в Кобани были посеяны первые семена революции Рожавы.

2 июля 1979 года Абдулла Оджалан отправился в Кобани. Он покинул Турцию в преддверии военного переворота 1980 года, будучи уверенным, что дальнейшую работу над сопротивлением придется организовывать за границей.

Оджалан отправился в Кобани вместе с Мехметом Саитом (Этем Акджан) и пробыл там почти два месяца. Его пребывание оказало большое влияние на семьи, в домах которых он жил. Омер Элуш, родившийся в 1971 году, был сыном одной из таких семей. Сегодня он вспоминает: «Группы, которые отправились в Рожаву, принимал мой двоюродный брат Энвер Элуш. Участие в этом принял мой двоюродный брат Мехмет Саит, он же Этем Акджан. Энвер учился на медицинском факультете в Стамбуле. В 1975 году он уехал в Стамбул. В 1976 году умер его отец, и ему пришлось вернуться. Этем постоянно ездил из Кобани в Пирсус (Суруч) и обратно. Он привез к нам первую группу товарищей из Северного Курдистана в 1978 году, а затем прибыла группа, в состав которой вошел и Абдулла Оджалан. Они приехали в 1979 году. После общения с первой группой товарищей брат сказал мне: «Кузен, я привезу еще одного уважаемого человека».

Элуш добавил: «Поскольку Энвер учился в Стамбуле, он был знаком с условиями жизни и борьбы в Турции. Он мог предвидеть, что произойдет. «Ты привел одну группу, приведи и вторую», – сказал он. Все родственники знали, что эти люди придут в наш дом. Этем привел к нам Оджалана. У нас не было никакой информации о том, кто он и зачем пришел. Мы даже не знали, что это был лидер освободительного движения. Его представили, как Али Фирата. Мы же помнили обещание Этема, что к нам придет достойный человек.

Энвер постоянно просил нас сохранять бдительность, говоря: «Никто не должен знать об Али Фирате». Когда родственники собирались в нашем доме, брат был очень внимателен и предупреждал их, чтобы они не беспокоили гостя шумом. Через некоторое время, когда проблемы со здоровьем моего дяди ухудшились, Оджалану пришлось покинуть дом, потому что дядя мог умереть. В таком случае в наш дом пришли бы другие люди, и это могло стать проблемой для безопасности. По этой причине его отвезли в дом Хамиде, сестры Энвера. Муж Хамиде, Омар, был старостой деревни. Этем и Энвер отвечали за организационную работу. Всего Оджалан провел в Кобани около 38-40 дней. Затем он отправился в дом сестры Энвера в Шейх Максуде, в город Алеппо».

Омер Элюш рассказал о своем знакомстве с Абдуллой Оджаланом: «В то время я был еще молод. Никто не знал, кем он был; его называли Али Фират. Таков был уровень секретности, и это было важно. Уже в том юном возрасте я понял, что он был особенным человеком. Старшие говорили: «Он очень особенный человек». И этим всё ограничивалось. Я всегда спрашивал деда: «Кто эти люди?». Дедушка отвечал: «Они пришли, чтобы отомстить за угнетенных, за нерождённых детей, убитых в утробе матерей». Их действия были понятны. Только позже, в Дамаске, я понял, кем был Али Фират.

Он искренне доверял нам и ценил нашу семью. Когда он приехал в Алеппо, он собрал мою семью и поговорил с ними. Конечно, я не понимал, что он говорит, но мне хотелось присутствовать и слушать. Поэтому я сидел в первом ряду и наблюдал за ним. Когда он входил, он приветствовал нас. Когда он уходил, он обнимал каждого из нас. Вы могли ощущать, как менялись люди, когда понимали и принимали его взгляды. Он много думал о будущем и был настоящим мастером самодисциплины. Он смотрел в будущее, тщательно просчитывая, что может произойти, и действовал соответственно. Он никогда не действовал без плана. Было ясно, что и когда он будет делать. Его приезд в Кобани положил начало социальным переменам. Сегодня парадигма апочистов обсуждается и ценится во всем мире».

Элюш раскритиковал Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) за позицию комитета по вопросу изоляции Абдуллы Оджалана и трёх его сотоварищей на турецком тюремном острове Имралы. Наш собеседник сказал: «ЕКПП не в силах действовать в соответствии со своими обязанностями и ответственность. Комитет принимает решения, которые устраивают Турцию. Турецкий фашизм делает все возможное, чтобы разрушить парадигму апочизма. Эрдоган готов продать каждый сантиметр земли своей страны и предать свой народ. Но даже при полной изоляции Оджалана Турции не сможет достичь своих целей. Сегодня массы выходят на улицы, чтобы поддержать Оджалана. Мир читает и обсуждает его труды».