Сопредседатель стамбульского отделения ПНРД Гонджа Янгоз заявила, что «дорожная карта», предложенная Абдуллой Оджаланом, является важным компасом в решении курдской проблемы, а Ашраф Яшар из ДПР заявил, что переговоры должны быть официально оформлены, а правительство должно предпринять обнадеживающие шаги.
Отголоски переговоров с лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом, который содержится в изоляции в закрытой тюрьме строгого режима типа F в Имралы, продолжаются. Сопредседательница стамбульского отделения ПНРД Гонджа Янгоз и руководитель партии Демократических регионов (ПДР)в Мармаре Ашраф Яшар дали оценку переговорам с Абдуллой Оджаланом и событиям, которые произошли после них.
АКЦЕНТ НА ОБЩЕЙ РОДИНЕ
Гонджа Янгоз напомнила, что во время переговоров с Абдуллой Оджаланом ПНРД призвала многие слои общества включить все этнические группы Турции в этот процесс, и сказала: «Обеспечивая социальный мир, мы хотим, чтобы все люди участвовали в его построении с соблюдением всех их прав. Необходимо построить жизнь, в которой все народы смогут говорить на своих родных языках и существовать со своей самобытностью. Требуя этого, мы хотим иметь общую родину не только для курдов, но и для всех этнических групп, чтобы они жили в равных условиях и на одном уровне. Мы боремся за это уже много лет. ПНРД — это мозаика народов с множеством идентичностей, языков и культур».
«КОМПАС РЕШЕНИЯ»
Гонджа Янгоз заявила, что «дорожная карта», выдвинутая Абдуллой Оджаланом, является важным компасом в решении курдской проблемы: «Декларация из 7 пунктов, представленная Абдуллой Оджаланом, на самом деле предлагает очень важную «дорожную карту» того, как продвигать этот процесс. Мы больше всех страдаем в вопросе мира. Пока в стране продолжается война, убийства женщин, нищета, разрушение природы и гендерное уничтожение не прекратятся. Чтобы существовать в тех условиях, в которых мы находимся, мы должны прилагать усилия для обеспечения антивоенного и прочного мира».
«НАМ ВСЕМ НУЖЕН СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Гонджа Янгоз подчеркнула, что переговоры с Имралы теперь должны вестись на юридическом уровне, и сказала: «Мы четко выражаем свои цели. Мы требуем, чтобы курдский язык имел статус. Потому что когда вы уничтожаете язык, вы уничтожаете и культуру. Общество, язык которого игнорируется, не может выразить себя. Поэтому должны существовать гарантии конституции. Мы не являемся собеседниками по вопросу об оружии, и это не та ситуация, которая может быть решена нами. Однако мы можем дать обещание наладить совместную равноправную жизнь людей. Необходима многократная работа, особенно в парламенте, по приданию большей социальности этому процессу. Во всех областях, которыми мы занимаемся, необходимо вырабатывать решения в партнерстве с силами рабочей демократии, неправительственными организациями и женскими институтами. Потому что мы знаем, что всем нужен социальный мир. Поэтому, если мы сможем рассказать о наших проблемах людям, которых волнует мир, мы также подготовим общественное мнение».
ЯШАР: «ПЕРЕГОВОРЫ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧИТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС»
Руководитель партии Демократических регионов (ПДР) в Мармаре Ашраф Яшар заявил, что переговоры с Абдуллой Оджаланом должны быть формализованы, и государство должно предпринять шаги по укреплению доверия в этом направлении. Яшар сказал: «Прежде всего, собеседники создали почву для обсуждения проблемы. Люди также хотят этого. В настоящее время у курдов в тюрьмах находятся тысячи политиков. Тысячи больных заключенных, которые близки к смерти, содержатся в тюрьмах. Для искоренения этого можно сделать шаг. И самое главное — необходимо постоянное решение, которое убедит курдов в необходимости решения. Однако со стороны государства, похоже, нет серьезного шага. Если будет выдвинута позиция, эквивалентная сути и духу этого манифеста, турки и курды смогут решить эту проблему внутри себя, создав новый альянс. Необходимо использовать волю, провозглашенную Абдуллой Оджаланом, и шанс, который эта воля дает всем».
«ЭТО ДОЛЖНО БЫТЬ ВЫНЕСЕНО НА ПОВЕСТКУ ДНЯ ПАРЛАМЕНТА»
Подчеркнув, что самым большим испытанием искренности в решении курдского вопроса является парламент, который выражает волю людей, Яшар сказал: «Но до сих пор мы не наблюдали ни малейшей дискуссии о решении курдского вопроса на парламентской площадке. Это проблемы. В ходе диалогов была разработана дорожная карта из 7 пунктов, которую представил Абдулла Оджалан, проявив большую инициативу. За это государство должно взять на себя ответственность. Все должны прислушаться к голосу, доносящемуся из Имралы».
«ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Подчеркнув, что курдский народ ожидает от государства серьезного отношения к переговорам, Яшар сказал, что государство должно отказаться от языка отрицания, разрушения и войны. Заявив, что важно использовать позитивный и основанный на решении язык, Яшар сказал: «Если правительство и государство будут серьезно подходить к делу, это отразится в социальной реальности и будет заложена основа демократических преобразований. В войне, вызванной курдским вопросом, больше всего страдают люди. Все в Турции должны объединиться вокруг решения, предложенного Абдуллой Оджаланом. Все социальные круги, ставшие жертвами этой проблемы или желающие перемен, должны серьезно подойти к этому вопросу и объединиться. Это не та проблема, которую может решить только государство или господин Абдулла Оджалан. Господин Абдулла Оджалан осознает эту реальность. Поэтому он указал на перспективу решения, состоящую из 7 пунктов. Общество должно как можно скорее взять на себя роль и ответственность в этом вопросе».
«КУРДЫ ХОТЯТ СВОЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ»
Напомнив, что курды требуют соблюдения своих прав как народа, Яшар сказал: «Как курды, мы хотим иметь свою идентичность и язык. Мы хотим вернуть нашу собственную культурную реальность. Они были узурпированы. Это самое естественное право, которое не подлежит обсуждению. Существовали ли демократические условия, диалог и переговорная база для решения проблемы, от которых курды отказались? Подход ДПР к оружию ясен, и мы против кровопролития. Но обсуждение ведется по результатам. Оружие — это деталь. Возможно, это последний вопрос, который будет обсуждаться. Пока не устранены причины и не сформирована демократическая почва для дискуссии, обсуждать оружие — значит уходить от решения проблемы».