Д-р Михайлидис: турецкий режим – режим конфискации
По словам антрополога Никоса Михайлидиса, турецкое государство не довольствуется конфискацией имущества турецких и не суннитских народов, оно также лишает их языка и культуры.
По словам антрополога Никоса Михайлидиса, турецкое государство не довольствуется конфискацией имущества турецких и не суннитских народов, оно также лишает их языка и культуры.
Заявив, что курдофобия стала кошмаром для турецкой исламистской элиты, д-р Никос Михайлидис сказал, что эта «курдофобия» превратилась в «демократофобию» и разрушила общественные связи и саму страну.
Антрополог, доктор Никос Михайлидис является преподавателем Центра эллинских исследований Стэнли Дж. Сигера, а также преподает на факультете антропологии.
Михайлидис родился в Салониках, изучал политологию и международные отношения в Афинах. Степень магистра он получил в стамбульском Босфорском университете. В сферу его интересов входят политическая антропология, эллинское культурное наследие в Восточном Средиземноморье, искусство и политика, социальные трансформации, коллективная память, материальная культура и изменения, кадровые ресурсы и технологии. Он работает по Греции, США и Турции.
В настоящее время он трудится над первым проектом книги, в которой пишет о социально-политических последствиях реконструкции и возрождения музыки понтийской лиры (понтийской скрипки).
Будучи и сам музыкантом, играющим на понтийской лире, твердо верящий в силу искусства в сфере межкультурного просвещения и позитивных общественных изменений, д-р Михайлидис также принимает участие в жизни ряда музыкальных проектов в Греции, Турции, США и Канаде.
Доктор Никос Михайлидис ответил на вопросы корреспондента «ANF»:
- Сейчас в Турции обсуждается сериал «Клуб». Налог на богатство, введенный в 1942 году (взимаемый с немусульманских граждан в Турции с заявленной целью сбора средств для обороны страны в случае возможного вступления во Вторую мировую войну – прим.), также обсуждается благодаря этому сериалу. Поскольку вы антрополог, я хочу задать такой вопрос. Что произошло с меньшинствами в Стамбуле? Продолжает ли турецкое государство проводить такую политику в отношении меньшинств? Насколько велик риск того, что имущество курдов будет конфисковано, как было конфисковано имущество меньшинств?
- Позвольте мне начать с того, что турецкое государство на протяжении десятилетий с момента своего создания систематически работает над тем, чтобы взять контроль над курдским языком, который является самой важной собственностью курдов. Когда курды попытались дать отпор этому культурному присвоению, они начали терять свои деревни и имущество. Я не знаю даже, сколько курдских поселений было разрушено турецкой армией, действующей в Курдистане как оккупационная сила. Эта политика конфискации продолжается, по крайней мере, с 1923 года. В ней нет ничего нового.
Что касается христианских общин Анатолии, мы все знаем, как младотурки совершали преступления против человечества, устроив геноцид против этих общин (греков, армян, ассирийских христиан). После физического уничтожения людей они конфисковали их имущество и захватили культурное наследие. Церкви, превращенные в мечети и конюшни, – лишь небольшой пример. Вспомните также различные этнические музыкальные жанры, которые были восприняты кемалистским режимом и превращены в «турецкую народную музыку». Мы все знаем, как греки Константинополя были изгнаны из страны после погромов. Это государство продолжает преследовать нетурецкие и несуннитские коренные группы населения. Турецкий режим – это режим конфискации.
- Давайте взглянем на отношения, сложившиеся между Турцией и Грецией. Важным моментом в них является оккупация Турцией Кипра. После оккупации на остров перевезли значительное количество турецких поселенцев. Альянс ПСР/ПНД вмешался в выборы на Северном Кипре и поддержал своих кандидатов. Какие процессы ожидают Кипр теперь?
- Турция ведет себя на Кипре как колониальная держава, так и есть. Это привычно для Анкары – использовать мусульманские общины за рубежом для дестабилизации других стран и вмешательства в их внутренние дела. Они уже делали это в других странах. Очевидно, что Турция хочет узаконить свое вторжение. Это не будет принято никогда и никем. Я хочу заявить об этом со всей ясностью. Эта оккупация должна закончиться, и я думаю, что она прекратится очень скоро. Если Турция не будет соблюдать нормы международного права и не выведет оккупационные силы с Кипра, проблема будет продолжать развиваться, и Турция заплатит серьезную цену. Пришла другая эпоха и для региона, и для мира. Турция больше не может играть роль плохого жандарма ряда западных держав на Ближнем Востоке. Республика Кипр развивает многосторонние отношения с местными и международными игроками политической арены, чтобы выжить в условиях турецкой незаконной военной оккупации. Кипр становится важнейшим энергетическим центром для европейских и мировых рынков. Турция либо будет действовать рационально и законно, либо потеряет возможности в регионе.
- Экспансионистская политика Турции продолжается в северо-восточной Сирии и Южном Курдистане, а также на Кипре и в Восточном Средиземноморье. Что пытается сделать Турция?
- Турция вторглась в Рожаву, чтобы помешать курдской автономии и даже независимости в регионе. Теперь Анкара не хочет даже видеть вторую, легитимную и признанную автономную курдскую администрацию в Сирии. Я думаю, что курдофобия успела стать ночным кошмаром для турецких исламистских элит, и эта «курдофобия» трансформируется в «демократофобию», разрушая общественные связи и саму страну. Анкара использует джихадистские бандформирования для нападений и уничтожения курдской автономии в Рожаве, это уже общеизвестный факт. Турция – несостоятельное государство, находящееся в постоянном кризисе. У нее нет будущего, если она не изменит полностью свои институты, конституцию, политическую культуру и не начнет полную децентрализацию. Никто не хочет, чтобы Турция расширяла свои территории за счет всех своих соседей, и никто этого не допустит. Рано или поздно Турции придется начать переговоры с курдским движением и самим Абдуллой Оджаланом (национальным лидером народа курдов, – прим.), чтобы прекратить этот экспансионистский бред и найти справедливое решение турецко-курдской проблемы. Любой другой вариант будет для Турции полным самоубийством.
Турция потеряла прежнее геополитическое значение, которое имела в период холодной войны, в результате чего Анкара остается безнаказанной за любые преступления, которые совершала в отношении курдов и других граждан. Я смотрю на то, как в нашем регионе рождается новый мир, очень оптимистично, и я верю, что курды займут свое законное место в этой новой структуре.
- Последний мой вопрос касается отношений между США и Грецией. В последние годы отношения альянса активно развиваются. Недавно две страны провели совместные учения. Как вы оцениваете развитие отношений между Грецией и США?
- Отношения между Грецией и США очень прочны и постоянно расширяются во всех областях. Греция становится все более важна для американской системы безопасности. Афины играют роль элемента стабильности, отвечая за безопасность в регионе. Соединенные Штаты выиграют от растущего влияния и силы Греции.