Чия Курд: планы Астаны представляют серьезную угрозу

Бедран Чия Курд считает, что планы, строящиеся на встрече в Астане, могут сформировать несколько альянсов, которые будут действовать не в интересах сирийского народа. Если Дамаск будет налаживать связи с Анкарой, сирийский кризис перейдет на новую стадию.

Сопредседатель департамента внешних связей Автономной администрации северо-восточной Сирии Бедран Чия Курд побеседовал с новостным агентством ANHA. В этом интервью политик рассказал о двадцатой встрече в Астане, заявлениях против Автономной администрации и путях выхода из сирийского кризиса.

«Встречи в Астане вышли на новый этап»

Сопредседатель прокомментировал встречу в Астане так: «Мы не ожидали ничего другого от этого мероприятия. Политическая подоплека этих встреч была ясна с самого начала, как и вопросы, которые они обсуждали с 2017 года, а также их точка зрения по сирийской ситуации. Правительство Дамаска присутствовало на этих встречах и фактически вошло в астанинскую группу диалога. Теперь эти встречи переходят на новый этап, и есть ряд основных вопросов, которые будут обсуждаться в будущем. Один из этих вопросов – как сотрудничать в решении проблем на границе. Что касается их определения терроризма, оно было установлено по прихоти турецкого режима, который стремится очернить Автономную администрацию, Силы демократической Сирии и курдов в целом. Некоторые группы в Идлибе также могут попасть под это определение, если так пожелает правительство Дамаска.

«Обвинения в адрес Автономной администрации – это требование Турции»

Бедран Чия Курд осудил тот факт, что Автономную администрацию обсуждали, как проект по разделению Сирии, и назвал это «большим лицемерием». На встрече не было речи о «Хайят Тахрир аш-Шам»* и «Братьях-мусульманах»*, хотя всем хорошо известно, что планы, реализуемые в регионе под эгидой Турции, представляют собой оккупационные проекты, направленные на разделение Сирии. «Однако, они всегда прибегают к обвинению Автономной администрации и СДС в различных демаршах», – сказал политик, – «Это говорит о том, что Турция вкладывает весь свой политический вес в эти встречи и стремится к тому, чтобы результаты были такими, какие она желает видеть. Режим Эрдогана дает понять, что Автономная администрация представляет угрозу национальной безопасности Турции, и это полная ложь. Именно турецкое государство представляет угрозу для национальной безопасности Сирии и её северо-восточных регионов. Во время этой встречи они не говорят о турецкой оккупации, об экстремистских наемных группах, которые действуют под контролем турецкого режима, и это значит, что ход переговоров полностью соответствует желаниям Турции».

«Эти планы будут направлены против интересов сирийцев»

«Теперь, после этой встречи, основное внимание будет уделено отношениям между Турцией и Сирией», – так Бедран Чия Курд сослался на условия дорожной карты, принятой на встрече, добавив, – «Они будут стремиться к развитию отношений между Дамаском и Анкарой и к интенсификации их соглашений, и мы увидим последствия такой стратегии в военной сфере и разведывательном секторе. Вся вышеупомянутая безопасность, дорожная карта, о которой они говорят, составлена, чтобы сблизить сирийскую и турецкую стороны. Они будут работать над тем, чтобы два режима смогли договориться и сотрудничать. Будет создано много альянсов, которые способны нанести вред Автономной администрации и самим сирийцам. Это может стать серьезной ошибкой правительства Дамаска. Оно сотрудничает с турецким режимом, и это неверный политический подход, которая подвергает суверенитет и территориальную целостность самой Сирии большой опасности. Правительство Дамаска должно пересмотреть свою позицию. В текущих обстоятельствах сирийский кризис выйдет в новую фазу, и ситуация станет ещё сложнее и хуже для всех в регионе».

«Они осудили израильские атаки и турецкие нападения...»

Бедран Чия Курд коснулся обсуждения израильских атак и гуманитарных проблем в Сирии, которые были вынесены на повестку в ходе встречи в Астане: «На этой встрече обсуждались гуманитарные проблемы в Сирии, то, как снять экономические санкции, как увеличить объемы гуманитарной помощи и начать восстановление разрушенного. Но позиция стран, на первый взгляд поддерживающих гуманитарный подход, ясна – они говорят, что начать процесс восстановления в Сирии невозможно, пока не произойдут политические изменения. Они добавили пункты, связанные с израильскими ударами по Сирии, поскольку осуждают их и считают, что эта агрессия не соответствуют международным законам. Это лицемерие, потому что турецкий режим атакует наши районы ежедневно. Турция отнимает жизни мирных жителей, но никто не говорит об этих нападениях. В результате этих ударов погибли многие представители правительства Дамаска, но о них тоже не говорят. Если на сирийских территориях происходят правонарушения, это необходимо принять во внимание и занять определенную позицию по отношению к этому беззаконию. Должны быть приняты серьезные решения, чтобы положить конец оккупации и прекратить агрессию со стороны режима Эрдогана».

Тем временем заместитель министра иностранных дел Сирии Айман Сусан заявил в интервью одному из российских каналов, находясь в Астане, что курдский вопрос будет полностью закрыт с уходом Америки из Сирии. Бедран Чия Курд назвал это заявление «неправильной интерпретацией и неверным доводом» и добавил: «В самой Сирии курдский вопрос считается демократическим вопросом, который возник вовсе не из-за присутствия или отсутствия США в нашем регионе. Это национальный вопрос, который оставался насущным для этой страны на протяжении десятилетий. Поэтому он должен рассматриваться в демократическом контексте и решаться на такой же основе. Даже если правительство Дамаска считает, что когда Америка уйдет, оно будет контролировать всё вокруг и уничтожит то, что имеет отношение к демократии и курдам, оно ошибается. Внутренние проблемы Сирии так не решить. Путь к решению лежит через реальный диалог, который приведет к согласию всех заинтересованных сторон. И если правительство Дамаска рассчитывает решить эту проблему каким-либо другим способом, это ошибка, которая подтолкнет регион к новой фазе кризиса, способного выйти из-под контроля. Правительство не должно думать, что его отношения с арабскими странами улучшатся, как и взаимоотношения Турцией, после чего оно сможет разрешить все свои трудности без необходимости достигать политического соглашения или работать над политическими изменениями. Эта страна нуждается в политических изменениях, и другого пути нет. Новые проблемы можно предотвратить.

«Пока что диалог заморожен»

«Айман Сусан заявил в ходе той же встречи, что у них нет никаких взаимоотношений с Автономной администрацией, но диалог с некоторыми курдскими партиями идет. Но это не так; диалог приостановлен, и это произошло из-за менталитета правительства Дамаска и его недостаточной открытости к переменам. Они думают, что, если Турция нападет, им удастся пойти на контакт и достичь взаимопонимания с Автономной администрацией совершенно безболезненно, и, если Америка уйдет, они смогут преодолеть этот разрыв. Они не осознают, что существует необходимость в постоянном диалоге с Автономной администрацией и народами региона. Правительству Дамаска необходимо наладить контакты с населением северо-восточной Сирии, включая курдов, и развивать с ними серьезный диалог. В противном случае, если оно хочет найти альтернативы лишь для себя и игнорировать статус-кво северо-восточной Сирии, оно обманывается. Необходимо поддерживать связи с Автономной администрацией, СДС и их аппаратом. Если решение кризиса действительно нужно, Автономная администрация неизбежно примет участие в этом процессе.

Что же это за курдские партии?

Бедран Чия Курд подчеркнул, что северо-восточная Сирия не знает, о каких курдских партиях говорит правительство Дамаска и кого они имеют в виду. Других собеседников для выхода из кризиса, помимо Автономной администрации, в регионе нет, сказал он, добавив: «Возможно, есть некие люди, которые не имеют достаточного авторитета. Всё это не даст никакого эффекта, даже если они считают таких людей представителями курдов или нашего региона и ведут с ними переговоры. Население региона не воспримет подобный подход всерьёз. Правительство Дамаска должно вести переговоры с основными действующими силами (партиями), и если оно игнорирует эти стороны, то это означает, что у него нет истинного намерения найти решение. Оно стремится только к расширению зоны своего влияния и восстановлению своих институтов. Но все мы успели принести слишком много жертв, и население региона никогда не примет такой подход».

Каковы препятствия для диалога?

Подводя итоги сказанного, Чия Курд напомнил о препятствиях, которые стоят на пути диалога между Дамаском и Камышло: «Менталитет правительства Дамаска остается основным препятствием для любого политического диалога, который мог бы вести нас к переменам. Это реальная проблема. Было организовано несколько встреч. Однако, препятствием всегда было упорное желание Дамаска вернуться к статусу 2011 года. У стран-гарантов нет собственных проектов для решения этой проблемы. Это приводит к тому, что Дамаск придерживается своей позиции. Разделение, существующее между сирийскими партиями, и отсутствие совместного проекта, учитывающего интересы всех сирийцев и способного предложить альтернативу, тоже представляет собой проблему. Без сомнения, Автономная администрация может стать частью решения как политический и демократический проект, но она не может продвигать политическое решение в Сирии в одиночку, потому что сирийский кризис успел стать региональной и международной проблемой. Есть много сторон и сил, заинтересованных в том, чтобы этот кризис разрешился, и они должны сделать всё ради достижения эффективного соглашения. Сегодня для Автономной администрации существует множество препятствий внутри страны и за пределами Сирии. Политическая борьба продолжается. Идет активная работа по формированию демократического фронта с участием демократических оппозиционных групп».

* - террористическая организация, запрещена в РФ