Бесе Хозат: соглашение с курдами – в интересах Дамаска

Представительница АОK Бесе Хозат прокомментировала ситуацию в Сирии и роль России на фоне сближения между Анкары и Дамаска.

Сопредседательница Исполнительного совета АОK (Ассоциации обществ Курдистана) Бесе Хозат рассказала об изоляции курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, смертоносном теракте, совершенном 23 декабря в Париже, сражениях, которые ведут партизаны, турецких атаках с применением запрещенного химического оружия, частичном выводе турецкой армии из Запа, района Южного Курдистана, многофакторной войне и шатком положении правительства ПСР/ПНД.

Хозат дала подробную оценку ситуации в Сирии, сложившейся на фоне сближения правительств Анкары и Дамаска. На прошлой неделе министры обороны Турции и Сирии встретились в Москве. В переговорах приняли участие министр обороны РФ Сергей Шойгу и руководители разведок всех трех стран. Затем Анкара объявила, что встреча президентов Путина, Эрдогана и Асада запланирована на вторую половину января 2023 года.

Здесь мы приводим часть тезисов из интервью Хозат.

Сопредседательница Исполнительного совета АОK прокомментировала текущие политические события так: «Встреча в Москве была очень важным событием, и мы должны оценить это мероприятие во всех его аспектах. Конечно, она была результатом масштабного процесса. Как вы помните, в августе в Тегеране состоялся саммит с участием России, Ирана и Турции. Неделю спустя прошел турецко-российский саммит в Сочи, за которым последовали один или два саммита в стиле Астаны.

В течение нескольких лет в Москве, Багдаде, Дамаске и других городах шли интенсивные переговоры между главой турецкой разведки Хаканом Фиданом и его сирийским коллегой Али Мамлюком. За этим последовала встреча, состоявшаяся в Москве, в ходе которой общественности была представлена «дорожная карта». Вовлеченные стороны говорят, что Дамаск и Анкара налаживают связи, чтобы договориться о последующих действиях. Турция поддерживает такое развитие событий, и Дамаск также готовится к нему. Россия и Иран отозвались об этой политике положительно».

Глобальная политика

Хозат продолжала: «Этот шаг нельзя рассматривать независимо от региональной и глобальной политической ситуации и развития событий в Сирии. В данный момент у России есть свои серьезные трудности. РФ хочет удержать Турцию на своей стороне, как страну НАТО, и расширить  с ней торговые отношения.

Поэтому российское правительство идет на уступки Турции, когда дело касается курдов. Наш народ приносят в жертву индивидуальным интересам, и это не вызывает колебаний у российских властей. При этом Россия старается сохранить отношения с США и странами НАТО, которые, в свою очередь, хотят сохранить связи с Турцией и не придают большого значения ее внутренней политике и событиям в регионе Ближнего Востока. Турция не соблюдала условий антироссийских санкций, и об этом тоже не говорили.

Подход Турции

Турция намерена получить выгоду от взаимоотношений с Россией, стремясь при этом сделать все возможное, чтобы уничтожить революцию в Рожаве. В любом случае, как российская, так и иранская политика преследовала цель достигнуть соглашения между Дамаском и Анкарой. В соответствии с этим соглашением Дамаск должен контролировать всю северо-восточную Сирию, а курды взамен получат ограниченные права, которые не дадут им ничего, кроме возможностей развивать свою культуру.

В нынешней ситуации Турция согласилась на переговоры с Дамаском при участии России. Многие считают, что Турецкая Республика ведет переговоры с Дамаском только из ситуативных соображений в преддверии предстоящих выборов. Однако, этим переговоры не ограничиваются. Конечно, речь идет о победе на выборах в Турции, и Россия в любом случае хочет, чтобы Эрдоган выиграл эти выборы. Россия настроена именно на такой исход событий. Понятно, что этот процесс льет воду на мельницу Эрдогана. Турецкая оппозиция, включая НРП, много лет настаивала на укреплении связей с Дамаском. Я говорю о политике турецких властей, включая правительство и оппозицию, но не демократических оппозиционеров. Так называемый альянс шести оппозиционных партий [избирательный альянс НРП, Хорошей партии и их союзников] не сможет оказать давление на фашистское правительство. Существование другой оппозиции замалчивается.

Часть плана геноцида

Сейчас мы говорим о грядущих выборах, но по сути они укладываются в план геноцида курдов и колониальную политику. Это не ситуативная задача. Турция изменила свой подход в Сирии. Сейчас режим Эрдогана намерен уничтожить достижения революции в Рожаве и структуры Автономной администрации северо-восточной Сирии. Для этого он ищет поддержку России и Ирана. В любом случае, Иран выступает против того, чтобы Турция главенствовала в Сирии. Турция же хочет получить поддержку России и, в частности, Дамаска, чтобы уничтожить Автономную администрацию.

Россия, в свою очередь, время от времени выступает в роли посредника между режимом и курдами, чтобы использовать этот фактор как рычаг давления на Турцию.

Каждый стремится разыграть свой козырь

Эта политика ставит Россию в ситуацию, в которой ей необходимо иметь влияние в регионе. Правительство РФ поддерживает связи и с Турцией, и с сирийским режимом. Результатом встречи в Москве стало следующее: собравшиеся окажут серьезное давление на Автономную администрацию северо-восточной Сирии и предложат свою поддержку Дамаску, который с их точки зрения должен контролировать регион.

Турция попытается использовать наемников, разместившихся в Сирии, в качестве рычага давления на местный режим. В ее распоряжении десятки тысяч боевиков из наемнических формирований. Эти наемники оккупировали районы от Идлиба до Сарекание. В Африне они заняли буквально каждый район города. Турция обучает их и снабжает оружием на протяжении многих лет. Она использует эти группировки для того, чтобы шантажировать Европу. Связь этих формирований с Исламским государством* очевидна. Турецкое государство использует ИГИЛ*.

Турция принимает участие в событиях в регионе, работая с этим группировками. Этот процесс не приведет к простым изменениям. Сирийский режим потребует ликвидации этих группировок. Дамаск ставит свои условия: Идлиб должен быть очищен от джихадистов, а Турция должна уйти. Турция оккупировала множество территорий, и теперь управление ими осуществляется из Анкары. Идлиб, Джераблус, Баб, Африн, Сарекание и Гри Спи были аннексированы. Здесь были сформированы районные управления и полиция, открыты школы с обучением на турецком языке. Мы наблюдаем демографические изменения и ассимиляцию, и считаем это признаками геноцида. Сирийские районы аннексированы и живут под внешним управлением. Такова наша ситуация. И что же теперь будет? Можно ли решить нынешние проблемы?

В Сирии есть внутренняя и внешняя динамика

В Сирии много игроков, пытающихся преследовать свои интересы. Здесь присутствуют не только Россия, Сирия, Турция и Иран, но и прочие мировые державы. В Сирии действуют 72 страны из так называемой коалиции по борьбе с ИГИЛ. На территории Автономной администрации мы наблюдаем и внутреннюю, и внешнюю динамику. Население Сирии ведет сопротивление, и именно эти люди нанесли ИГИЛ поражение. Так, курдский народ уже много лет борется против оккупации и геноцида, проявляя стальную волю. Люди дают отпор агрессии турецкого режима и его джихадистским прокси. Эта борьба будет продолжаться в будущем, а мы будем наблюдать её динамику в действии.

В Сирии будет нелегко

Итак, недавно прошла встреча в Москве, и будут новые встречи. Вполне вероятно, что на следующем этапе министр иностранных дел Турции, Мевлют Чавушоглу, поговорит со своим сирийским коллегой при содействии России. Другим этапом может стать встреча Эрдогана и Асада. Но эти процессы не будут протекать легко. Это не так просто осуществить, как может показаться. Это будут хаотичные и не до конца очевидные события. Мы не знаем, что и когда произойдет. Поэтому простое соглашение между Сирией и Турцией выглядит не слишком вероятным. Достичь соглашения, которого хочет Турция, будет непросто. Не все могут легко реализовать намеченные планы. Дорожные карты, даже продуманные, составленные и прописанные на бумаге, непросто претворить в жизнь. Население Сирии готово отстаивать свои права, в регионе идет динамичная борьба за демократию и свободу. Реальность отличается от представлений действующих в регионе лиц. Она основана не на том, что обсуждают и планируют правящие силы. Реальная жизнь выглядит иначе. Правда народов выглядит иначе. Прошлый опыт доказывает истинность этих слов.

Соглашение с курдами было бы также в интересах Дамаска

Я хотела бы сказать еще кое-что. В интересах Дамаска вести переговоры и договариваться с курдами. Я не верю, что Сирия согласится воевать с курдами бок о бок с Турцией, соучаствуя в геноциде. Дамаск понимает, какими могут быть последствия. Именно арабско-курдский союз удерживает Дамаск на ногах в последние годы. Благодаря этому союзу Сирия избавилась от чумы ИГИЛ. Автономная администрация северо-восточной Сирии выступает за демократическое единство народов, за всеобщий союз.

Если сегодня Турция вынуждена принять Асада, и мир не имеет на этот счет возражений, то так произошло благодаря борьбе, которую ведут СДС и народы Сирии. Это случилось благодаря отваге ОНС и ЖОС, благодаря их сопротивлению. На мой взгляд, Дамаск тоже это понимает. С самого начала Дамаск не проводил настолько колониальную политику, какую проводили в отношении курдов турецкие власти. Можно сказать, что в Сирии курдам оставили право на их собственную культуру и язык. Поэтому в интересах Дамаска достичь взаимопонимания с курдами. Для сирийского режима было бы политическим самоубийством действовать в русле турецкой политики. Правительство Дамаска имеет достаточный опыт, чтобы осознавать эти нюансы. Это важно, и мы хотели рассказать о своей позиции на этот счет. Если Сирия сделает ставку на переговоры с курдами и решение проблемы на демократической основе, если демократизация станет основным принципом решения проблем страны и охватившего её кризиса, то Дамаск выиграет не меньше, чем сирийское государство, народы Сирии и всего региона. Это укрепит страну и сделает Сирию уважаемой державой на мировой арене.

* - террористическая организация, запрещена в РФ