Курдистан

Зилар Стерк: базис для диалога должен быть заложен вместе с Оджаланом

Зилар Стерк, представительница исполнительного совета АОК, рассказала о текущих дискуссиях об освобождении курдского лидера Абдуллы Оджалана и ситуации вокруг курдского вопроса.

Член исполнительного совета АОК (Ассоциации обществ Курдистана) Зилар Стерк рассказала о текущих дискуссиях вокруг задачи освобождения Абдуллы Оджалана и связанного с этим курдского вопроса. Стерк прокомментировала борьбу за решение этих проблем и упомянула об интригах сил, пытающихся возобновить международный заговор.

- Сейчас ведется много дискуссий о курдском вопросе, роли Абдуллы Оджалана и его полной изоляции, которая длится уже 26 лет. Что вы можете сказать о ситуации в целом? Как следует понимать нынешние конфликты?

- Во-первых, я ещё раз с негодованием и гневом осуждаю международный заговор, который продолжается уже 27-й год кряду. Кроме того, я чту память всех героев революции, отдавших свои жизни в борьбе в ходе акции «Вам не затмить наше солнце!». Эти товарищи сделали всё, чтобы защитить Оджалана.

Мы постепенно оставляем позади октябрь – месяц, в котором многие представительницы нашего женского движения пали смертью храбрых. Я ещё раз с уважением и благодарностью вспоминаю отвагу и самоотверженность героинь октября, включая товарища Беритан (Гульназ Караташ), пионера и примерного бойца наших женских подразделений.

Сегодня в горах Курдистана идет славное историческое сопротивление, и это уникальный пример. Я с уважением чту память всех друзей, которые погибли на боевом посту в Запе, Метине и Авашине. Мы помним их имена – это товарищи Асмин Сеит, Агир, Беста и Джемаль. Я с уважением склоняюсь перед их отвагой. Я также с глубокой благодарностью вспоминаю Апе Немира, который сражался плечом к плечу с революционерами против банд и наемных подразделений ИГИЛ* в битве за Кобани и был несколько раз ранен. Я выражаю свои соболезнования его семье и всему курдскому народу.

Прошло 26 лет с начала международного заговора, и на протяжении более чем четверти века Абдулла Оджалана, содержащийся в одиночной камере на Имралы, оказывает историческое сопротивление в условиях, которые равнозначны пытке. Я пользуюсь этой возможностью, чтобы отдать должное курдскому народному лидеру и его невероятному сопротивлению. Я шлю ему свои искренние приветствия.

Главной целью этого заговора было физическое устранение Оджалана. На самом деле, эти планы начали строить не только с заговора 9 октября. Уже 6 мая 1996 года в Дамаске был сплетен сговор, целью которого было устранение курдского лидера. Благодаря заблаговременным мерам, принятым самим Оджаланом, и его предусмотрительности эта интрига не удалась.

9 октября курдский лидер покинул Ближний Восток. Стоит отметить, что Оджалан осознает, что его жизненный путь связан с судьбой курдского народа. Он знает, что его гибель проложила бы путь к геноциду курдов. Поэтому, руководствуясь стратегическими соображениями, он покинул Ближний Восток. Когда он отправился в Европу, некоторое время он провел в Риме, и в те дни курды массово стекались в Италию. Сотни тысяч, миллионы людей собрались и объединились вокруг фигуры своего народного политика. Они совершали самоотверженные акции, фактически отправив заговорщикам очень четкое сообщение: «Абдулла Оджалан – это мы, и мы будем бороться за него, как за самих себя». Жизнь Оджалана означает шанс на свободную жизнь для курдов. Гарантия существования нашего народа – это существование и свобода курдского лидера. Заговорщики не смогли избавиться от него задуманным способом, поэтому они спланировали международный заговор 15 февраля. Курдский лидер был похищен и выдан колониальному турецкому режиму.

Вот уже 26 лет Оджалан сопротивляется этому заговору в условиях абсолютной изоляции в центре пыток на Имралы, чтобы не позволить фашизму достичь своих целей. Это славная историческая борьба. И стоит отметить, что это не только физическое сопротивление. Курдский лидер совершил великую революцию умов. Конечно, он начал её не во время пребывания в островной тюрьме. Он занялся этой задачей гораздо раньше, но внешние условия войны, а также проблемы и организационные задачи, которые необходимо было решать, не оставляли времени для этой сферы. Как выразился сам Оджалан, ситуация на Имралы изменила обстоятельства.

Курдский лидер борется, как никто другой. Это нужно понимать. Как я уже говорила, это не только физическое сопротивление. Это интеллектуальное, духовное, идеологическое сопротивление фашизму. Можно сказать, что Оджалан создал форму сопротивления, которая дополняет другие формы борьбы и, следовательно, намного превосходит их. Благодаря революции умов и трансформации, которую он прошел, меняя собственную личность, он смешал все карты заговорщиков. Он проанализировал развитие пятитысячелетней цивилизации, ориентированной на власть и доминирование мужчин, и разоблачил её суть. Он создал новую парадигму, изложив её тезисы в тюремных записях, с которыми собирался выступить в суде. Эти тюремные труды стали источником просвещения для всех нас. Они предложили человечеству системный анализ реальности пяти тысяч лет капиталистической цивилизации, и сегодня мы все пользуемся этими наработками и открытиями. Другими словами, цивилизация призвала своих старых богов наживы к ответу. Оджалан вынес им приговор и выдвинул альтернативу этой системе.

Есть и другие мыслители, которые пытались найти выход из цивилизационного кризиса. Но способ анализа развития цивилизации, предложенный Оджаланом, не ограничивается теоретическими построениями. Он оценивал на проблему с точки зрения революционного лидера. До того, как оказаться на Имралы, он заложил основы курдского освободительного движения. Таким образом, организованное общественное мнение уже было сформировано, и с новым изменением парадигмы начались глобальные события. Например, вспыхнула революция Рожавы. Эта революция развивалась на основе грандиозной парадигмы курдского лидера, стоящей на таких столпах, как демократия, сбережение природной среды и эмансипация женщин. Что говорят сегодня революционеры Рожавы? Они говорят, что взяли идеи и парадигму курдского лидера за основу и пытаются реализовать её, как новую систему демократической и свободной жизни. Мы все видим, как эти планы воплощаются в жизнь день ото дня. За этим наблюдает весь мир.

Что произошло за последние двадцать шесть лет, которые Оджалан провел в застенках фашистского режима на Имралы? Бесчеловечные банды ИГИЛ были сформированы для того, чтобы начать войну народов на Ближнем Востоке. Они напали на курдов в Кобани, а до этого попытались устроить геноцид езидов в Шенгале. Сегодня Шенгал также оказывает невероятное сопротивление внешней агрессии, а езиды создают новую систему и новую модель жизни, основанную на идеях курдского лидера. Поэтому колониальные державы, в частности Турция, постоянно оказывают давление на езидов.

Можно сказать, что за этот двадцатишестилетний период международный заговор был в определенной степени сорван. Мы не можем утверждать, что это окончательный наилучший результат, или что заговорщики были побеждены. Борьба, которую мы вели на протяжении последних двадцати шести лет, была направлена на поиск демократического решения курдского вопроса и освобождение Оджалан. Решение курдского вопроса означает свободу Абдуллы Оджалана, а его освобождение означает решение курдского вопроса. Оба эти аспекта настолько близки, насколько это возможно.

Наш народ осознает природу проблем. Все мы понимаем, что курдский вопрос не может быть решен без освобождения нашего лидера. Пока самый известный курдский политзаключенный, философ, политик и мыслитель находится в тюрьме, международный заговор не может быть полностью побежден. Вот почему каждую годовщину заговора наш народ протестует вместе с интернационалистами, поддерживающими наше общее дело; курды осуждают заговор и оказывают ему сопротивление. Это сопротивление продолжается в каждую годовщину реализации заговора. Вся борьба, которую мы ведем более четверти века, направлена на уничтожение международного заговора, который начался 9 октября и завершил свой первый этап 15 февраля, с пленением Оджалана. Заговорщики продолжают действовать и сегодня.

Конечно, все это время они не сидели, сложа руки. Они пытались возобновить заговор снова и снова. И Оджалан, и курды, и мы, освободительное движение, продолжали борьбу с этим заговором. Новые концепции, которые они пытались разработать, всегда вели их к неудаче. Сегодня заговор продолжается в определенных масштабах. На чем же он держится? На геноциде, колониальной политике турецкого режима в отношении курдов, и на системе, эпицентр которой находится на Имралы. Они не позволяют Оджалану поддерживать контакт с внешним миром, чтобы наше движение и народ не вдохновились его идеями. Они стараются пресечь любые связи с узниками островной тюрьмы. Они нарушили базовые права человека и юридические права Оджалана. Общеизвестно, что это положение дел незаконно и Абдулла Оджалан имеет право на пересмотр своего дела и освобождение. Они пытаются помешать этому.

Например, турецкие власти не выполняют решение о повторном рассмотрении дела, принятое международными европейскими судами. Они боятся этого. Они не хотят, чтобы голос Оджалан был услышан, и опасаются, что самый известный курдский мыслитель и политик выйдет на волю. По мере распространения народной борьбы, укрепления освободительного движения, акций, организованных друзьями курдского народа, они видят, что освобождение курдского лидера становится решаемой задачей. Поэтому они не выполняют решение о повторном судебном разбирательстве и не позволяют Абдулле Оджалану воспользоваться своими законными правами, даже если речь идет о правах обычного заключенного. Это одна из основ заговора.

Кроме того, продолжаются масштабные операции по уничтожению курдского движения за свободу, пока фашизм стремится стереть с лица земли партизан. Геноцид и истребление – вот то, что делает турецкая армия сегодня в курдских горах – в Запе, Метине и Авашине. Это ещё одна из самых фундаментальных основ международного заговора. Смогут ли курды продержаться без партизан, без сопротивления в Курдистане? Сможет ли выжить курдская освободительная борьба? Это сопротивление в горах гарантирует существование курдов, как единого народа. Можно сказать, что существование курдских партизан, их воля и сопротивление – гарантия существования курдов. Именно поэтому они хотят уничтожить защитников Курдистана. Поэтому нападения на партизан продолжаются непрерывно как в Северном, так и в Южном Курдистане. Мы видим, как противник применяет самые бесчеловечные методы – химические атаки и тактическое ядерное оружие. Курдские партизаны продолжают оказывать славное сопротивление фашизму.

Помимо этого, заговорщики атакуют освободительное движение и в других сферах, стремясь лишить народы региона шанса на лучшее будущее. Геноцид продолжается не только в зонах обороны Мидии или в провинциях Северного Курдистана. Турецкий режим наносит удары по ведущим участникам нашего движения и по нашим соратникам – тем, кто участвует в этой борьбе, поддерживает её, солидарен с ней.

Каждый день города, села, улицы и кварталы Рожавы подвергаются бомбардировкам под предлогом борьбы с РПК. Под угрозой оказались жизни наших патриотов. То же самое касается Шенгала. Продолжаются и нападения на лагерь беженцев «Махмур». Эти нападения происходят повсюду в Южном Курдистане.

Это часть международного заговора. Но все мы понимаем, что пришло время не только сорвать заговор, но и разгромить его раз и навсегда. Прошло двадцать шесть лет. За эти годы стало ясно, что курдскую волю не сломить, наш народ не стереть с лица земли, а курдские партизаны не могут быть уничтожены. Турецкому фашизму не удалось скомпрометировать Оджалана, избавиться от курдов и поставить освободительное движение на колени.

Борьба, которая велась в Курдистане в течение этих двадцати шести лет, – это борьба, в центре которой стоит свобода Оджалан. Все действия и мероприятия, которые проводились непосредственно ради решения этой задачи, как и все прочие инициативы, предпринятые нами за последние 26 лет, служили одной цели – свободе Абдуллы Оджалана. Решение курдского вопроса, осуществление революции и свобода Оджалана взаимосвязаны. Эти аспекты невозможно разделить. Порой Оджалан приветствовал эти действия и говорил, что его освобождение зависит от решения курдского вопроса и победы революции в Курдистане.

Курдский народ оказывает огромное сопротивление фашизму с первого дня международного заговора. Наши сограждане понимают меру своей исторической ответственности.

Когда процесс заговора начал развиваться, курды ответили на это борьбой и сплоченностью, невероятной самоотверженностью. Это продолжается и сегодня. Курдский народ никогда не терял связи со своим лидером. Совсем недавно мы увидели это на митинге в Амеде (в районе Диярбакыра) 13 октября.

За последние двадцать шесть лет было проведено множество кампаний, организованы десятки международных и региональных инициатив. Например, кампания «Хватит!» (Edi Bese), или кампания «Абдулла Оджалан – мое политическое завещание». В рамках этой кампании были собраны подписи как курдов, так и товарищей-интернационалистов, которые заявили, что Оджалан является представителем их политической воли. Было собрано десять миллионов подписей. Международные правящие силы столкнулись с серьезным напором сторонников курдского народа и освободительной борьбы.

Столкнулся с этим и колониальный турецкий режим. Эти кампании, в некотором роде, продолжаются и сегодня. В 2019 году началась протестная голодовка, возглавляемая нашими соратниками, отбывающими сроки в тюрьмах режима, в первую очередь дорогой Лейлой Гювен. Это была очень крупная кампания. Благодаря этому сопротивлению удалось увидеть просвет в изоляции на Имралы, и начались переговоры с Оджаланом. Было проведено несколько встреч с курдским лидером, но никаких результатов не воспоследовало. Вскоре все связи снова были прерваны. Эти переговоры саботировало фашистское правительство ПСР/ПНД, которое до сих пор правит Турецкой Республикой. Тем не менее, как курдский народ, так и наши друзья отстаивают права Абдуллы Оджалана и не намерены сдаваться. Если заговор не достиг своих целей и задач за эти двадцать шесть лет, это связано в первую очередь с духом сопротивления нашего патриотического народа.

Одна из основ борьбы – этот неуемный дух сопротивления, свойственный курдам. Поэтому наш народ берет на себя ответственность за свое будущее и освобождение Оджалана. Другой столп – это сопротивление и борьба курдских партизан в наших горах. И ещё, и я бы сказала, что это самая главная опора, – невероятное сопротивление Оджалан, который находится в абсолютной изоляции и в заложниках на Имралы.

* - террористическая организация, запрещена в РФ