Адвокаты Науроз Уйсал и Резан Сарича подробно рассказали о своём посещении Имралы 22 мая.
Представители юридической конторы Асрина сумели посетить Оджалана, будучи его адвокатами. Они всего лишь во второй раз за последние 8 лет ответили на вопросы по поводу своего визита.
- О чём в первую очередь говорил Оджалан? Какова была главная тема вашей беседы?
- В основном он говорил о голодовках, в том числе смертельных. Однако во время нашей предыдущей встречи, состоявшейся 2 мая, мы также обсудили его программу, состоящую из семи пунктов, те дискуссии, которые её сопровождали, а также её последствия, то, какое она оказала влияние на людей. Помимо этого, мы обсудили политику демократии, эпическое произведение курдской литературы «Мем у Зин», пути достижения свободы для женщин, а также некоторые другие темы.
- Как товарищ Оджалан оценил голодовки в знак протеста против изоляции? Как мы должны понимать слова из его послания, когда он сказал следующее: «Я ожидаю, что вы будете сопровождать меня на этом пути, проявляя требуемую активность и демонстрируя волю, в особенности после того, что уже произошло»?
- Товарищ Оджалан в ходе нашей беседы дважды привёл в пример Ганди, высказав пожелание, чтобы участники голодовок изучали опыт Ганди, в первую очередь это касается Лейлы Гювен. Он сказал, что Ганди также организовывал голодовки, но, помимо этого, он вёл политическую борьбу, которая являлась необходимым условием для начала подобных акций протеста.
Высказавшись о том, что узники, участвовавшие в голодовках, гораздо храбрее его, он подчеркнул, что в первую очередь необходимо вести за собой людей, а не самому идти к своей смерти. Он сказал, что думает о своём положении на протяжении двадцати одного года, он постоянно задаётся вопросом, что же он действительно должен делать. Оджалан добавил, что те, кто пребывает в заключении, должны заниматься саморазвитием, формируя из себя тех людей, которые могут пойти за ним.
Отметив, что его беспокоит восстановление здоровья заключённых, он подчеркнул, что они должны развиваться в интеллектуальном, физическом и моральном плане, чтобы идти с ним одним путём. Он заявил, что считает себя достаточно компетентным и грамотным, чтобы заниматься тем, чем он занимается сейчас.
- Примерно за неделю до вашей встречи делегация от КПП впервые за три года навестила Имрали. Рассказал ли вам что-нибудь Оджалан об этом визите. Как он расценивает это посещение?
- На наш вопрос он подтвердил, что визит действительно состоялся, однако не стал делиться с нами деталями этого посещения.
- Что имеет в виду Оджалан, когда говорит о том, что его декларация, состоящая из семи пунктов, будет обсуждаться в турецком обществе. Он говорит следующее: «Мы сможем понять, какова будет реакция, в течение 30-40 дней», насколько важна эта декларация?
- Товарищ Оджалан в ходе обеих встреч подчёркивал, что он наблюдает поляризацию и разделение в турецком обществе. В частности, он сказал, что пытается предотвратить ухудшение турецко-курдских отношений до такой степени, что потом ничего уже невозможно будет исправить. Оджалан также заявил, что пытается добиться мира, выгодного для всех, и что Турция должна стремиться к этому же.
Декларация, состоящая из семи пунктов, позволяет понять нам методы, при помощи которых Оджалан собирается проводить демократизацию и добиваться установления мира. Каждый пункт нуждается в правильном понимании, эти пункты должны обсуждаться среди людей. Оджалан подчеркнул, что теперь более глубоко может вникнуть в суть вопроса при обсуждении чего-либо, имея в этом большой 23-25-летний опыт.
Подход товарища Оджалана принципиален и основывается на исторических реалиях, он не сводится лишь к сиюминутным необходимостям, не ограничивается сегодняшним днём. Одним своим обращением ему удалось прекратить голодовки. Когда мы рассказали, что активисты стремились к прекращению абсолютной изоляции на Имрали и желали иметь гарантии этого, Оджалан заявил, что они были абсолютны правы, подчеркнув, что ситуацию можно будет лучше оценить через 30-40 дней. Для Оджалана этот период в 30-40 дней является крайне важным для понимания того, будет ли выражено желание прекратить абсолютную изоляцию; за это время можно будет понять, какую реакцию вызывает каждый из семи пунктов его программы.
Мы хотим подчеркнуть, что Оджалан, обращавщийся со своим посланием к людям, не выглядит как человек, настроенный пессимистически, он полон надежд и уверенности, и адресуя свои слова народу, демонстрировал непреклонную волю и решимость.
- Оджалан в своём послании заявляет, что зависит от переговорного процесса 2013 года. Почему он так выделяет именно этот момент?
- Главная причина, по которой товарищ Оджалан делает акцент на событиях 2013 года, состоит в том, что социальный климат в турецком обществе сильно изменился после заявления, сделанного в канун Науроза 2013 года.
- На обеих встречах отдельное внимание было уделено изменениям в Сирии, включая Рожаву/Северную и Восточную Сирию. Не могли бы подробнее прокомментировать его предложения по поводу решения накопившихся проблем?
- Товарищ Оджалан полагает, что следует придерживаться альтернативной политической линии, отличающейся как от секулярного турецкого национализма, так и от турецких исламистов, в таком случае ДПН сможет завоевать 30% голосов.
Высказывания товарища Оджалана относительно программы из семи пунктов получили огласку, их обсуждали во всём мире. Это совершенно естественный процесс. Когда речь заходит о войнах и хаосе, то Ближний Восток рассматривается как нечто целое. Ни местные силы, ни крупные мировые игроки до сих пор не предложили приемлемого решения проблемы, кризис только продолжает усугубляться. Оджалан же предлагает вполне реалистичные, конкретные и долговременные шаги, которые привели бы к демократизации и укреплению целостности Сирии. Эти шаги не ограничиваются тем, что связано с курдами. Он уже объяснял в деталях свой подход к вопросу во время пятого процесса защиты.
Товарищ Оджалан подчеркнул, что, если ему дадут возможность, он сыграет свою позитивную роль в решении всех проблем Сирии, включая курдский вопрос. Он подчеркнул, что его идеи и предложения должны помочь в этом и что фундаментальные права курдского народа и других народов, общин или же религиозных групп должны быть закреплены в конституции страны.
Оджалан также говорил об усилении самоуправления в рамках конституции, о демократических автономиях, федеративной системе и т.д. В то же самое время он заботится о том, чтобы местные вопросы решались на политическом и дипломатическом уровнях. Мы можем сказать, что Оджалан в ходе обеих встреч подчёркивал важность быть внимательным к взаимным нуждам и необходимостям. В дополнении к этому он заявил, что в случае возможного написания конституции демократической Сирии можно будет учесть замечания от европейских стран, Турции, принять во внимание любые разумные рекомендации.