Курдистан

Жители Амеда: Абдулла Оджалан должен быть участником поиска мирного решения

Жители Амеда считают Абдуллу Оджалана посредником и необходимым участником переговоров в достижении прочного мира, требуя от правительства ПСР/ПНД предпринять конкретные шаги.

Лидер ПНД (Партии националистического движения) Девлет Бахчели пожал руку представителю ПНРД (Партии народного равенства и демократии) на открытии Великого национального собрания Турции 1 октября. После этого состоялись переговоры о возможном процессе мирного урегулирования с курдским движением. Затем на собрании партийной группы Бахчели призвал Абдуллу Оджалана, которые провел в тюрьме на Имралы уже 26 лет, «объявить о ликвидации своей организации в одностороннем порядке». Глава ПНД, националистического партнера правительства, также сказал, что Оджалан находится в изоляции не без оснований и что «право на надежду» может быть вынесено на обсуждение в том случае, если он явится в парламент и объявит о «прекращении террора». В эту среду президент Турции Эрдоган выразил поддержку высказываниям Бахчели и заявил, что данная инициатива – исторический шанс.

Жители Амеда (Диярбакыра), города с большинством курдского населения, внимательно следят за обсуждением возможного процесса переговоров с Абдуллой Оджаланом, но относятся к этому вопросу с привычной осторожностью. Курдские граждане убеждены, что шаги, которые будут предприняты во имя мира и решения проблемы, должны быть надежными и нести определенные гарантии.

Корреспондент ANF побеседовал с курдами, живущими в Амеде, о недавних дискуссиях и вопросе, вынесенном на повестку дня. Наши собеседники высказались, сообщив, как они видят эти события, и рассказав о своем отношении к позиции правительства.

Салих Торхан: Турция постоянно поворачивает вспять. Во время прошлого процесса мирного урегулирования они вели переговоры с курдским лидером, но затем отменили консенсус Долмабахче. Начиная с 2014 года, они перешли к реализации так называемого «Плана распада», после чего началась война. В период диалога экономическая ситуация в Турции улучшилась, и правительство ПСР получало множество голосов избирателей. Теперь оно потеряло этот ресурс и утрачивает власть. На Ближнем Востоке сложилась очевидная ситуация. Поэтому правительство должно просить о мире. У нас тоже есть опыт в этом вопросе. Мы видим, как на политическую сцену выходит расист, который делает некое предложение. Те, кто ещё недавно хотели казнить нашего лидера, сегодня говорят совсем другое. Но никто больше не сможет обмануть курдов. Мы хотим только демократического решения. Участником переговоров для решения проблемы должен стать Абдулла Оджалан. Мы хотим только мира, как и наш лидер.

Джалил Чабали: Мы хотим лишь мира. То, что сказал в парламенте Девлет Бахчели, не внушает нам доверия. Риторика Бахчели – не что иное, как обман курдского народа. Если они не намерены обманывать нас, то почему г-н Оджалан находится в изоляции уже много лет? Единственное, чего они хотят, – это продолжать реализовывать свою политику особой войны. Если они действительно честны в своей риторике, они должны освободить г-на Оджалана, народного лидера курдов. Турецкий режим сейчас пытается лишь обмануть курдов. Это их единственная цель. Никакая риторика президента Эрдогана и расиста Бахчели нас не убедит. Если они действительно хотят найти мирное и справедливое решение, пришла пора предпринять конкретные шаги.

Тюркан Эрен: Мы хотим решения сейчас, в ближайшее время. В частности, женщины больше всего хотят мира. Мы не хотим войны, мы хотим только мирного урегулирования. Мы не желаем, чтобы наша молодежь умирала день за днем. Мы не хотим, чтобы кто-то умирал.

Ильхами Мутлу: Как курд, я не верю в правительство ПСР/ПНД. Они пытаются обмануть нас, потому что прекрасно знают, что их конец близок. Но никто больше не сможет обмануть курдов. Мы тоже хотим мира. Разве есть что-то лучше спокойствия и отсутствия войн и конфликтов? Они должны прислушаться к посланию Оджалана. Мы больше не верим в их обещания. Если они действительно имеют в виду то, что говорят, они должны отменить изоляцию и освободить наших тяжелобольных заключенных.