Адвокаты Оджалана призвали ЕКПП опубликовать отчет о визите на Имралы

Адвокаты курдского лидера Абдуллы Оджалана подали еще одно заявление в ЕКПП, требуя обнародования отчета о последнем визите на Имралы в сентябре прошлого года.

Более 21 месяца не было никаких вестей от курдского лидера Абдуллы Оджалана и его товарищей по заключению Омера Хайри Конара, Вейси Акташа и Хамили Йылдырыма, которые содержатся в жестких условиях изоляции в тюрьме строгого режима типа F на Имралы.

По данным агентства Mezopotamya (MA), юристы из коллегии адвокатов «Асрын», представляющего интересы Оджалана и его товарищей по заключению на Имралы, подали новое обращение в Европейский комитет по предотвращению пыток (ЕКПП) с призывом опубликовать отчет о визите на Имралы в период с 20 по 29 сентября.

В своем заявлении адвокаты указали, что заключенным Имралы было отказано в свиданиях с членами семьи и адвокатами, а также в праве на телефонные звонки, письмо и общение. Кроме того, было нарушено их право на защиту и справедливое судебное разбирательство, гарантированные Европейской конвенцией по правам человека (ЕСПЧ).

Адвокаты отметили, что ситуация с «отсутствием связи с внешним миром» на Имралы ухудшилась. Как заявили юристы, что в Главную прокуратуру Бурсы и Управление закрытой тюрьмы строгого режима типа F на Имралы регулярно подавались заявления. Они отметили, что за последние три месяца в оба органа власти было подано 32 заявления о посещении адвокатов и 14 заявлений о посещении семьи. Ни на одно из них не ответили.

Адвокаты Оджалана напомнили, что 14 сентября в Министерство юстиции Турции обратились 350 юристов из 22 разных стран, а 19 сентября — 756 юристов с Ближнего Востока. Турецкие власти оставили прошения без ответа.

В заявлении коллегии адвокатов «Асрын» упоминались дисциплинарные наказания, которым подвергся Оджалан в мае, сентябре и январе. Юристы указали, что причина запретов не была доведена до сведения адвокатов, которым дали ответ только по истечении срока обжалования.

«Таким образом, адвокаты намеренно исключаются из этапов дисциплинарного расследования, судебного разбирательства и принятия решений, и поэтому де-факто не работает 59-я статья Европейских тюремных правил, которая предусматривает, что «заключенным, обвиняемым в дисциплинарных проступках, должно быть разрешено защищать себя лично или с помощью адвокатов, когда этого требуют интересы правосудия», - заявили адвокаты в своем обращении в ЕКПП.

Суды быстро отклоняют возражения против дисциплинарных мер. Юристы обратили внимание на отчет Комитета за 2020 год, в котором было определено, что дисциплинарные меры, препятствующие контакту с семьей, были незаконными.

«Следует напомнить, что ваш комитет четко определил в своем отчете за 2013 год, что отказ в посещении адвоката, продолжающийся с 27 июля 2011 года, был основан на политическом решении, которое противоречило как внутреннему законодательству, так и международному праву. Ваша рекомендация состояла в том, что эта ситуация непреемлема и что необходимо разрешить визиты адвоката. Тем не менее, с тех пор ничего не изменилось в отношении властей и судов», — говорится в письме-заявлении. Адвокаты отметили, что КПП не опубликовал никакого заявления или отчета о своем посещении Имралы и не выразил никакого мнения, несмотря на все инициативы.

«По этой причине важно, чтобы ваш комитет как можно скорее представил общественности отчет о своем последнем посещении, как в силу необходимости, так и с учетом условий содержания без связи с внешним миром. Как было определено в докладах вашего комитета, состояние содержания под стражей «без связи с внешним миром» означает отсутствие связи с внешним миром, в том числе с членами семьи, друзьями и адвокатами. Непонятно, почему ваш комитет не прибегает к процедурам, регулируемым статьей 10/2 Европейской конвенции о предупреждении пыток, которая является принудительной мерой для устранения состояния «изоляции от внешнего мира». Невыполнение процедур вызывает серьезные сомнения относительно отношения вашего комитета. Положение дел приводит к выводу и мнению, что ваш последний визит не был воспринят всерьез Турцией, правительством, государственными органами и судами, и он не вызвал никаких изменений или не вышел за рамки простой формальности.

Государство, правительственные чиновники и суды, которые отреагировали на ваш последний визит наложением дисциплинарного взыскания и запретом на посещение адвоката, практически дали понять вашему комитету, что «Ваши обычные визиты, отчеты, выводы и рекомендации не имеют для нас значения, мы будем продолжать делать то, что хотим». Пришло время эффективно отреагировать на такой незаконный, бесчеловечный, легкомысленный и произвольный подход».

Адвокаты перечислили свои требования к ЕКПП:

«*Срочно опубликовать отчет и выводы о своем последнем визите на Имралы

* Обеспечить немедленные и регулярные визиты адвокатов и положить конец их препятствованию незаконными судебными решениями,

* Обеспечить регулярные посещения членов семьи и положить конец их препятствованию незаконными судебными решениями и дисциплинарными взысканиями,

* Обеспечить право на регулярные телефонные звонки со своими семьями и и установить право на посещение,

* Обеспечить устранение всех препятствий для общения с внешним миром и их адвокатами посредством писем, телеграфа и факса,

* Обеспечить прекращение фактической или незаконной практики, связанной с отказом в выдаче газет, журналов и книг,

* Принять принудительные меры для ликвидации пыток, бесчеловечных условий, жестокого обращения и изоляции от внешнего мира и обеспечить немедленное соблюдение процедур, изложенных в статье 10/2 Конвенции».