Адвокат критикует турецкую интеллигенцию и правозащитников за апатию к условиям содержания Оджалана

«Не только проправительственные СМИ или независимые СМИ делают это, но и те, кто определяет себя как оппозицию, как демократов и как непредубежденных, также вносят свой вклад в эту ситуацию невидимости», — сказал Дженгиз Юрекли.

Турецкие интеллектуалы, юристы и правозащитники демонстрируют явное безразличие к курдскому национальному лидеру Абдулле Оджалану, и условиям в тюрьме Имралы, заявил в пятницу адвокат Оджалана.

Дженгиз Юрекли, адвокат юридической фирмы Асрин, представляющий интересы Оджалана и трех других заключенных в тюрьме на острове Имралы, вспомнил во время интервью информационному агентству «Mezopotamya», что последний контакт с их клиентом состоялся 25 марта 2021 года.

«На самом деле ограничение этой ситуации двумя годами также вводит в заблуждение», — сказал Юрекли, добавив, что этот контакт был коротким телефонным звонком, который произошел при чрезвычайных обстоятельствах.

По словам Юрекли, турецкие власти сообщили семьям, что трое сокамерников Оджалана отказались отвечать на телефонные звонки в знак протеста против изоляции, которой они подвергаются в тюрьме.

«Однако телефонный разговор с г-ном Оджаланом был очень коротким. Он закончился внезапно. Мы не знаем, почему он был прерван или почему не был установлен новый телефонный контакт», — сказал адвокат.

По словам Юрекли, адвокаты выбрали 25 марта 2021 года в качестве даты последнего контакта с Оджаланом только из практических соображений.

«К сожалению, мы выбрали эту дату, чтобы отразить серьезность ситуации. Но последний контакт перед этим был за год до этого», — сказал Юрекли, добавив, что предыдущие контакты с Оджаланом всегда происходили с задержкой не менее одного года.

«Это означает, что существуют мучительные условия, которые продолжаются в течение 24 лет», — сказал Юрекли о курдском лидере, который был захвачен в Кении и доставлен в Турцию в 1999 году.

Адвокат подчеркнул, что всякий раз, когда они используют слово «изоляция», люди должны понимать, что оно на самом деле означает.

«Когда мы говорим об изоляции в Имралы, мы сталкиваемся с реальностью, которая определяется как пытки различными органами и учреждениями, реальностью, которую невозможно определить иначе», — сказал Юрекли.

«Только подумайте об этом, вы остаетесь в темной камере в одиночестве в течение 24 часов каждый день без какого-либо контакта с людьми», — подчеркнул он, добавив, что правительство, которое могло навязать такие условия, способно сделать почти все что угодно.

Юрекли сказал, что изоляция в тюрьме Имралы происходит вопреки правилам и законам, установленным европейской системой, добавив, что таких условий не могло бы быть, даже если бы такие учреждения, как Европейский суд по правам человека или Комитет Совета Европы по предотвращению пыток (ЕКПП) как-то дали свое согласие.

Отметив, что обращения в европейские учреждения не изменили условий содержания Оджалана в тюрьме, в попытке мобилизовать другие международные механизмы юридическое бюро Асрин обратилась в Комитет ООН по правам человека с просьбой принять меры, чтобы положить конец абсолютному содержанию под стражей без связи с внешним миром в Имралы.

Комитет удовлетворил запрос и в сентябре 2022 года приказал правительству Турции «положить конец содержанию узников под стражей без связи с внешним миром и предоставить им немедленный и неограниченный доступ к адвокату по их выбору». Однако турецкое правительство проигнорировало запрос и продолжало препятствовать посещению адвокатами и членами семьи тюрьмы Имралы. Комитет повторил свой призыв к правительству Турции 19 января.

«На самом деле юридически, по своему юридическому смыслу, по своей важности это очень критичное решение. Но хотя мы поделились этим решением с общественностью, мы не стали свидетелями ожидаемой реакции со стороны оппозиционных кругов или групп, чувствительных к правам человека», — сказал Юрекли.

«Безразличие к этому решению дает нам представление о том, почему система в Имралы существует уже 24 года», — сказал он, добавив, что интеллектуалы в Турции на словах поддерживают решение органа ООН.

Юрекли напомнил, что Демократическая партия народов (ДПН) недавно организовала конференцию, посвященную 100-летию основания Турецкой Республики.

«На конференции было огромное количество посетителей, особенно со стороны леволиберальных групп, которые идентифицируют себя как таковые, пользующиеся интеллектуальной гегемонией в Турции», — сказал Юрекли.

В то время как многие вопросы в Турции, от демократии до участия в политической жизни, от местных органов власти до политической активности на низовом уровне, были подняты во время мероприятия, имя и идеи Оджалана были полностью исключены из обсуждения, утверждал Юрекли, добавляя, что курдский лидер Абдулла Оджалан внес огромный вклад к интеллектуальному развитию этих идей в стране.

Юрекли добавил, что общественность должна знать об этой практике, делающей Оджалана невидимым.

«Это делают не только проправительственные СМИ или независимые СМИ, но и те, кто определяет себя как оппозицию, как демократа и как непредвзятого человека, и они также способствуют этой ситуации «невидимости» политических заключенных», — добавил он.