Память Мусы Антера почтили у его могилы в Нусайбине

29 лет назад курдский интеллектуал, писатель и общественный деятель Муса Антер был убит турецкими контрпартизанскими силами. Память о нем увековечена на его могиле в родном городе Антера, Нусайбине.

Память писателя и журналиста Мусы Антера почтили на его могиле в Нусайбине, провинции Мардин. Это была 29-я годовщина со дня смерти писателя. Муса Антер был убит турецкими контрас в Амеде (Диярбакыре) 20 сентября 1992 года.

На панихиде в деревне Ситилиле присутствовали в основном журналисты, репортеры свободной курдской прессы, для которой Муса Антер был пионером. Помимо руководства Ассоциации журналистов «Диджле Фират» (DFG), на памятной церемонии присутствовали журналисты новостных агентств «Месопотамия» и «ЖинНьюс», а также сотрудники газеты «Xwebûn». Депутаты от Демократической партии народов (ДПН) Эбру Гюнай, Мераль Даниш Бешташ и Гаро Пайлан, члены исполнительных советов районных и провинциальных отделений ДПН и ее родственной партии ДПР (Партии демократических регионов) также приняли участие в панихиде.

«Двадцать девять лет прошло с тех пор, как был убит Муса Антер, но он не забыт учениками, – сказал председатель DFG Сердар Алтан. – И свободная пресса, и курдский народ всегда будут помнить Антера, даже если темные силы хотят стереть его лицо из коллективной памяти курдов. Суд по делу об убийстве интеллектуала затягивается турецкой судебной системой, учитывая истечение срока давности. Мы не допустим, чтобы расправа над Мусой Антером осталась безнаказанной».

Говоривший правду

Депутат парламента Турции Гаро Пайлан назвал Мусу Антера человеком, говорившим правду. По словам парламентария, такие люди всегда имеют основополагающее значение для общества: «В то время, когда отрицалось самое существование курдского народа, дядя Муса учил отрицателей лучшему. За это он должен был заплатить своей жизнью. Убийство должно было вычеркнуть Мусу Антера из памяти людей и заставить их забыть его. Но произошло обратное. Он остался незабвенным навеки. Дядя Муса подарил свое дыхание народу курдов, олицетворяя собой существование этого народа. Миллионы людей восприняли его смерть как толчок к сопротивлению».

Гаро Пайлан назвал журналиста Гранта Динка, павшего от руки киллера националистических сил в Стамбуле в январе 2007 года, армянским аналогом правдоискателя Мусы Антера. «Муса Антер жив, так же как жив и Грант Динк. Борьбу Мусы Антера продолжают миллионы людей. Это сопротивление никогда не сделает ни шагу назад. Да здравствует дядя Муса!» – завершил свою трогательную речь Пайлан. После выступления Пайлана на могилу Мусы Антера были возложены красные гвоздики. Со скорбящими попрощался Диджле Антер, сын Мусы Антера.

Муса Антер, «платан» курдов

Муса Антер был реликтом другого времени. Он родился в 1920 году в деревне Зивинге в Нусайбине и за свою жизнь пережил многое, о чем прочие знали только понаслышке. Школьником он видел основание Турецкой Республики, восстание шейха Саида и геноцид в Дерсиме, а студентом – Вторую мировую войну. Он был одним из главных героев короткой весны курдского национального движения в конце 1950-х годов; на «суде 49-ти» его обвинили в курдской пропаганде и сепаратизме. Поводом послужило его стихотворение «Qimi» («Долгоносик»), которое он опубликовал на курдском языке в журнале «Илери Юрт» в августе 1959 года. Журнал, публиковавшийся в Амеде (Диярбакыре), стал первым за последние десятилетия журналом, в котором затрагивался курдский вопрос. Муса Антер был его редактором.

Курдское общество называло его Apê Mûsa  дядя Муса, или Çınar, что означает «платан», могучее дерево с глубокими корнями и широкой кроной. 20 сентября 1992 года курдский платан был срублен контрпартизанами в Амеде в возрасте 74 лет. Антер, который в то время жил в Стамбуле, приехал в Амед на фестиваль культуры и искусства, куда его пригласил местный муниципалитет. Сразу же после его прибытия полицейские в штатском организовали за ним слежку. Под предлогом урегулирования конфликта между двумя поссорившимися семьями Антера выманили из отеля и расстреляли пятью выстрелами посреди улицы.