Курдистан

Освобождение Кобани — десять лет назад

Прошло уже 10 лет с дня освобождения Кобани. Стратегическая битва началась 15 сентября 2014 года, и бои продолжались вплоть до 26-27 января 2015 года, когда город был освобожден.

С момента освобождения Кобани прошло десять лет. Стратегическая битва продолжалась с 15 сентября 2014 года по 26-27 января 2015 года.

Осада Кобани

Наемнические подразделения ИГИЛ* нанесли первый удар по Кобани в ночь с 14 на 15 сентября 2014 года. Осада продолжалась до 26-27 января 2015 года. Эти месяцы сражений дали примеры подлинного героизма, искренней защиты человеческих ценностей и самопожертвования, вошедшие в историю.

Утром 15 сентября ИГИЛ начало наступление на юге. В отличие от предыдущих одновременных атак со всех трех фронтов, на этот раз джихадистские бандформирования перебросили оружие и боевиков на юго-восток и юго-запад и начали наступление с пяти фронтов.

«Мы выиграем эту войну»

Защитники Кобани не сразу поняли, насколько масштабным будет наступление. Но вскоре командиры ОНС/ЖОС сделали выводы, что это не обычная атака, а попытка оккупации, увидев огромное техническое и численное превосходство нападающих. Когда банды ИГИЛ начали это наступление с силами, собранными со всей Сирии, и тяжелым вооружением, стало ясно, что их целью является полная оккупация города в кратчайшие сроки. Командир ЖОС Марьям Кобани говорила об этом так: «Это будет не обычная битва, а противостояние между варварством, для которого характерно доминирование хищнического менталитета, и духовной силой и волей демократической современности. Мы выиграем эту войну».

Арин Миркан – символ борьбы

Стратегическая возвышенность Миштенур стала мишенью атак; противник использовал тяжелое оружие и танки, а вскоре начались столкновения между террористическими бандформированиями и бойцами ОНС/ЖОС. Холм Миштенур – священная земля для жителей Кобани, и это место видело мужественное сопротивление бойцов ОНС и ЖОС. Возвышенность перешла под контроль ИГИЛ 5 октября, после нескольких дней героического сопротивления защитников Кобани. Командир ЖОС Арин Миркан приняла решение, что в таких обстоятельствах по месту дислокации противника необходимо нанести серьезный удар, и решилась на самоотверженную акцию. Она готовилась к этому с мужеством и убежденностью в необходимости самопожертвования; вскоре Арин добралась до места сбора джихадистов и привела в действие взрывное устройство, уничтожив десятки боевиков. Банды ИГИЛ прибыли в город, но вскоре впали в панику, столкнувшись с сопротивлением его защитников. По мере продвижения джихадисты поняли, что «справиться за неделю» им не удастся, и в Кобани им предстоит пройти через ад.

 

Ад для ИГИЛ

После Миштенура наемные бандформирования начали входить в район Кания Курда с востока. На западе холм Изае перешел под контроль захватчиков, а бойцы ОНС/ЖОС заняли позиции в траншеях, вырытых у холма Тель-Шейр и дальше. На юге банды дошли кладбища Диджле, расположенного неподалёку от въезда в город.

В те дни командир ЖОС Марьям Кобани сказала: «Теперь боевики войдут в город, миновав Кания Курда. Но этот город станет адом для ИГИЛ. Их вышвырнут прямо из Кания Курда».

В этот момент подошли силы сопротивления. Когда Кобани продолжал обороняться в течение недели боев, турецкие СМИ и правительство ПСР попытались создать атмосферу, что «если ИГИЛ дойдет до центра города, Кобани падет сразу же, и никакого сопротивления не будет». Тогдашний премьер-министр, а ныне президент Реджеп Тайип Эрдоган выразил свои пожелания, заявив, что «Кобани вот-вот падет», когда боевики ИГИЛ начали входить в город. Эрдоган высказывался так, словно искренне верил в собственные слова, а командир ЖОС Мейса Эбдо прокомментировала его позицию: «Кобани падет лишь в его мечтах. Сопротивление только начинается, и этот город станет адом для ИГИЛ и его сторонников».

Когда джихадисты вошли в город, слова Мейсы стали реальностью благодаря сверхчеловеческой стойкости и героизму командиров и бойцов ЖОС и ОНС.

В течение первых трех месяцев боев защитники города оказывали сопротивление захватчикам, а вскоре настало время для ОНС и ЖОС начать действовать в Кания Курде. Операция по освобождению Кобани началась в декабре.

Подготовка и начало боевой операции

В Кобани начались первые перемещения сил самообороны – бойцы ОНС и ЖОС оставили оборонительные позиции после долгого времени и начали подготовку к масштабным сражениям. Все были полны энтузиазма. С этим боевым духом ОНС/ЖОС очистили большую часть города от банд в сжатые сроки и в конце концов дошли до холма Миштенур, осуществив мечты павших соратников – Гивары, Джуди, Диджле и многих других, отдавших жизни за свободу Кобани. После Миштенура вторым крупномасштабным маневром стала операция на южном фронте. В ходе этого наступления фронт был полностью очищен от присутствия банд.

 

Готовность к атаке

На второй день операции командующий восточным фронтом Мазлум Кобани сказал: «Мы провозгласим освобождение». Вскоре так и произошло. На третий день были завершены приготовления к нанесению последнего, смертельного удара по бандам ИГИЛ. Объявление о том, что город наконец свободен, прозвучит в годовщину провозглашения кантона, 27 января.

Начало нового этапа освободительной операции

Операция «Кания Курда» началась.  Через несколько часов по радио послышались крики: «Да здравствует Абдулла Оджалан!», «Да здравствует Кобани», – и один боец не смог сдержать радости. Он подпрыгивал и кричал: «Товарищи взяли Кания Курда!».

Кобани ждал освобождения после взятия Кания Курда. Все бойцы были взволнованы. Ожидание казалось им нелегкой задачей. Более четырех месяцев они сражались, держа палец на спусковом крючке, в холодную погоду, без сна и еды, с недостатком боеприпасов. Настаивая на свободе, они шли навстречу смерти – сопротивление, почти не подчиняющееся законам природы. Они сражались с противником, у которого было больше оружия, лучшая логистика, который превосходил их по численности и использовал бесчеловечные методы.

Флаг ОНС на возвышенности Кания Курда

Бойцы ОНС и ЖОС поспешили на холм Кания Курда, чтобы водрузить там огромный флаг ОНС, скандируя «Да здравствует Абдулла Оджалан!» и «Да здравствует сопротивление Кобани». Гигантское знамя реяло над Кания Курда. Прошлая группа бойцов уже принесла на возвышенность плакаты с изображением курдского лидера Абдуллы Оджалана.

Ранее Марьям Кобани сказала: «Мы объявим во всеуслышание, что Кобани – это ад для ИГИЛ, на холме Кания Курда, с которого они вошли в город, и нас услышит мир». Её слова были воплощены в жизнь на 134-й день упорного сопротивления. Сопротивление в Кобани привело к разделению на период «до Кобани» и «после Кобани». Начался новый исторический этап.

* - террористическая организация, запрещена в РФ