Харем Нергиз – будущая денгбей
Херем Нергиз интересовалась творчеством денгбеев в раннем возрасте, и сегодня она проходит обучение этому искусству, исполняя народные песни и сказания.
Херем Нергиз интересовалась творчеством денгбеев в раннем возрасте, и сегодня она проходит обучение этому искусству, исполняя народные песни и сказания.
Денгбеи занимают важное место в курдской устной литературе. История страданий, любови и массовых убийств донесены до наших дней благодаря творчеству денгбеев. Эвдале Зейнике, Ботан Мири, Мем и Зин – популярные темы их сказаний. Массовые убийства, варварство и героизм, пережитые курдами, передаются из поколения в поколение благодаря денгбеям. С каждым сказанием, прошлое проливает свет на будущее.
Голос курдских женщин в этой древней культуре придает творчеству денгбеев особую красоту. Женщины-денгбеи занимают особое место в курдском обществе. Одна из них – 17-летняя курдянка Херем Нергиз. Она с раннего возраста интересовалась этим жанром и уже около двух лет изучает искусство денгбеев и баглама в Музыкальной академии.
Каждое сказание денгбея – это история
Херем Нергиз считает, что искусство более ценно и значимо, когда оно обладает своим собственным языком. Она говорит: «Язык – это средство быть самим собой. Люди и общество могут быть признаны и существовать благодаря языку, который у них есть. Курдский язык также подобен бесконечному потоку в культурном и художественном смыслах.
Я уже около двух лет учусь искусству денгбеев и баглама в Музыкальной академии (Месопотамия). Сказания, которые я исполняю, – это не просто художественные произведения, они для меня как друзья. Баглама и искусство денгбеев позволяют мне дышать. Когда мне плохо, я пою и играю багламу и путешествую в другие миры. Каждое сказание денгбея – это яркая курдская история. Вот почему я путешествую по истории».
Вдохновленная Мейремхан, Айше Шан и Фатмой Иса
Нергиз заявила, что начала слушать сказания денгбеев, когда ей было 7 лет, и объяснила свой интерес к музыке следующим образом: «Мы всегда собирались дома вокруг нашего отца и смотрели шоу Шевберки Денгбеян на «Стерк ТВ». Отец постоянно говорил с нами о денгбеях. Меня всегда интересовали женщины денгбеи, и я хотела петь так же, как они.
Я взяла в пример женщин-денгбеев Мейремхан, Айше Шан и Фатму Иса. Мой отец часто говорил нам, что денгбеи выражали все, через что они проходили, при помощи сказаний. Это привлекло мое внимание, и я начала заучивать наизусть сказания и теперь могу их петь. Моим любимым произведением было сказание Мейремхан «Дотмаме».
Женщины-денгбеи открыли путь женщинам к музыкеке
Нергиз говорит: «То, что я явлюсь музыкантом и сказительницей, приносит мне счастье. На мой взгляд, курдская музыка дошла до наших дней благодаря искусству денгбеев. Бессмертные курдские денгбеи всегда поддерживали курдскую историю своими уникальными голосами и сказаниями. Это величайшее богатство курдов. Голос курдской женщины придает особую красоту этому искусству.
Женщины-денгбеи занимают особое место в курдском обществе. У курдских женщин были серьезные проблемы с курдской музыкой. Айше Шан и Мейремхан тоже испытали эти трудности. Они подают мне пример, когда я изучаю и читаю их жизнеописание. Если бы они не достигли успеха в тех трудных условиях, мы не смогли бы свободно заниматься нашим искусством сегодня. Фактически они сделали женщин свободными в курдской музыке. Они сняли все барьеры на пути курдской женской музыки».
Молодые люди должны принять свою культуру
Херем Нергиз отметила, что молодые люди должны защищать свою собственную культуру: «Сегодня молодежь не ценит искусство денгбеев и подходит к нему так, как будто искусство денгбеев – это иностранное явление. Я рассказываю своим друзьям об искусстве денгбеев столько, сколько могу.
Творчество денгбеев – великое искусство для меня. Молодые люди должны приобщиться к искусству и культуре денбеев, потому что каждый может проявить себя благодаря искусству и культуре. У тех, кто не знает своей истории, культуры и искусства, нет памяти общества. Эту культуру необходимо сохранить».