Бозкурт, или искусство работы с медью
Медных дел мастер Яшар Бозкурт работает под звуки молотка с тех пор, как ему исполнилось 9 лет.
Медных дел мастер Яшар Бозкурт работает под звуки молотка с тех пор, как ему исполнилось 9 лет.
Бозкурт, который любит свою профессию уже 38 лет, говорит: «Звуки молотка заставляют тех, кто любит эту профессию, спать, а тех, кто ее не любит, мучиться от головной боли».
Медник, одна из профессий, оставленных армянами в окрестностях Сура в Амеде, находится на грани исчезновения.
На медном базаре, где никогда не смолкал стук молотка, теперь его редко услышишь. Медных дел мастер Яшар Бозкурт (47 лет) занимается этой работой с 9 лет. Он работает медником уже 38 лет. Он напомнил, что это искусство армян, но добавил: «В прошлом курды также занимались этим искусством. Армяне никогда не пользовались машинами, занимаясь этой профессией. В прошлом сотни курдов и армян делали медные изделия на этом базаре. Звуки молотка наполняли воздух. Мне начали нравиться звуки молотка, и я решил работать с медью. Я занимаюсь этим драгоценным искусством уже около 38 лет. Я подхожу творчески к этой работе. Звук молотка для меня как песня. Он заставляет тех, кто любит это искусство, спать, а тех, кому оно не нравится, мучиться от головной боли. Я постараюсь сохранить это искусство живым до конца моей жизни».
Бозкурт сказал, что он пошел к другу своего отца – медных дел мастеру, – когда ему было 9 лет, и продолжил: «Мне начал нравиться звук молотка, когда мне было 8-9 лет. Друг моего отца был медных дел мастером. Я всегда просил отца отвести меня к нему. Он согласился, и я стал учеником медника. С тех пор я занимаюсь этой профессией. Каждый раз, когда я работаю с медью, я привношу жизнь в свою работу. Я бросил школу в возрасте 15 лет и отдал всю свою энергию этой профессии. И никогда не жалел об этом. Если я еще раз приду в этот мир, то снова выберу эту профессию».
Бозкурт говорит, что есть много этапов в создании медных изделий. «Я медник, но в этой работе есть разные стадии. Моя задача – декорирование и обработка меди. Когда я начинал, многие семьи в регионе хотели, чтобы их дети учились этому искусству. Взрослые приводили детей к медных дел мастерам. Но, к сожалению, эта профессия и искусство сегодня исчезают. Между тем, сделанная не из меди посуда вызывает болезни. Мой призыв к молодежи – занимайтесь этой профессией и продолжайте развивать искусство наших предков».