Женская конференция «Цепь тишины» приветствует сопротивление в тюрьмах
Выступая на конференции «Цепь молчания» в Амеде, активистка ДСЖ Хаджер Оздемир поприветствовала сопротивление политических заключенных, отбывающих сроки в тюрьмах Турции.
Выступая на конференции «Цепь молчания» в Амеде, активистка ДСЖ Хаджер Оздемир поприветствовала сопротивление политических заключенных, отбывающих сроки в тюрьмах Турции.
Движение свободных женщин (ДСЖ) организовало конференцию «Цепь молчания: Разрушая стены вокруг женщин-политзаключенных» в Амеде (Диярбакыре). Участие в конференции принимают делегаты из других стран; мероприятие проходит в отеле в центральном районе провинции, Суре.
В зале развернули баннер с надписью «К свободе с лозунгом «Женщины, жизнь, свобода» и вывесили фотографии убитых курдских женщин-политиков. На мероприятии прошла выставка фотографий заключенных.
В этой двухдневной конференции принимают участие сопредседательница Партии демократических регионов (ДПР) Чигдем Кылычгюн Учар, сопредседательница Партии социалистического обновления (ПСО) Джанан Юдже, представители многих других политических партий и депутаты парламента, активистки феминистских движений из разных стран мира, женщины, освободившиеся из турецких тюрем, активистки Пикета за правосудие и справедливость и участницы инициативы Матерей мира, журналисты, писатели и представители общественных организаций.
Активистка ДСЖ Кадер Узун открыла конференцию. Приветствуя участниц, она обратилась к ним на разных языках. Узун рассказала о сопротивлении женщин в тюрьмах и заявила, что революционерки продолжают борьбу.
После этого слово взяла представительница ДСЖ Хаджер Оздемир, которая начала свою речь с воспоминаний о женщинах, погибших во время сопротивления в тюрьмах, осудила изоляцию курдского лидера Абдуллы Оджалана и его сотоварищей по заключению в тюрьме на Имралы, добавив, что изоляция на острове и в других тюрьмах страны должна прекратиться.
«Сам факт существования курдского народа, наш язык и культура не признаны», – заявила Оздемир, подчеркивая, что курды борются за признание и статус своего народа в четырех частях Курдистана уже много лет. Она продолжила: «Курдские женщины ведут борьбу в тюрьмах годами, чтобы добиться разрешения этого вопроса. Вы все знаете о катастрофе в тюрьме Амеда, которая произошла после переворота 12 сентября. Там шло историческое сопротивление. В ходе этого сопротивления Мазлум Доган стал символом сопротивления в Амеде, а Сакине Джансыз и её товарищи стали символом борьбы курдянок и женщин всего мира».
Хаджер Оздемир отметила, что участие курдских женщин в борьбе росло с каждым годом, несмотря на репрессии и аресты, и добавила: «Вклад курдянок в дело революции имел определенные последствия. В 1990-м году наши подруги подвергались жесточайшим пыткам, становясь объектами преследований и насилия. В истории курдских политзаключенных есть множество примеров сопротивления, и все знают, что в тюрьмах Курдистана шла великая борьба. Нет почти ни одной активистки курдского женского движения, которая не побывала бы в тюрьме. Большинство активисток имели такой опыт».
Оздемир подчеркнула, что в прошлом женский активизм нередко порицался, и, когда женщин задерживали, такая ситуация не приветствовалась в обществе. Тем не менее, женщины разрушили подобные представления своим сопротивлением: «В тюремных застенках всех четырех частей Курдистана продолжалась борьба. История Лейлы Касым известна всем. Когда Лейлу вели на казнь, она сказала: «Срежьте мои волосы, сделайте из них флаг Курдистана и вывешивайте это знамя повсюду. Пускай меня казнят, но тысячи курдов восстанут и этот флаг увидят все». Когда казнили Ширин Элемхоли, она сказала: «Я веду борьбу, как курдская женщина. Я надеюсь, что мой народ не покорится». Сакине Джансыз подвергли жестоким пыткам в тюремных застенках Амеда, и она не сдалась, глядя в лицо своим мучителям. Чем больше арестов и пыток мы видим в Турции, тем быстрее ширятся ряды сопротивления. Это сопротивление продолжает распространяться под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода».
Оздемир добавила, что сопротивление в тюрьмах фашистского режима оказывают не только курдские женщины. Она отметила, что участницы конференции хотят создать почву, которая объединит женское сопротивление: «Эта конференция способствует созданию и укреплению наших связей и обмену опытом, она ведет к созданию базы для будущей работы и деятельности на международном уровне. Это полезно для международной солидарности. Женщины будут продолжать борьбу. Мы хотим стать голосом сопротивления и сделать так, чтобы нас услышали. Я надеюсь, что эта конференция будет полезна для международной солидарности. Мы все рассчитываем, что наши дискуссии приведут к хорошим результатам. Мы, курдские женщины, посвящаем эту конференцию Ширин Элемхоли, Лейле Касым, Сакине Джансыз, Семе и другим революционеркам. Мы также шлем сердечный привет Себахат Тунджель, Лейле Гювен и Фиген Юксекдаг, которые сегодня не с нами и вынуждены оставаться в холодных камерах. В результате этой двухдневной встречи и обмена идеями связи, которые мы завязали сегодня, окажут влияние на все тюрьмы. Те, кто сопротивляются фашистскому режиму в тюрьмах, добьются успеха».
Когда Оздемир завершила свое выступление, перед собравшимися были зачитаны послания от женщин-заключенных.