Кевсер Эльтюрк – символ сопротивления женщин
10 августа исполняется шестая годовщина широко обсуждаемой смерти курдского бойца Экин Ван, над телом которой издевались турецкие солдаты.
10 августа исполняется шестая годовщина широко обсуждаемой смерти курдского бойца Экин Ван, над телом которой издевались турецкие солдаты.
«В истории РПК есть несколько моментов, которые навсегда останутся в памяти. Мы заняли свое место в этой истории». Это слова Кевсер Эльтюрк, партийное имя Экин Ван, которая была курдским бойцом отрядов свободных женщин (ОСЖ- «Стар»).
Турецкие солдаты раздели и продемонстрировали тело Эльтюрк после того, как она была убита во время вооруженного столкновения с турецкими оккупационными государственными силами 10 августа 2015 года в восточном городе Муш в северном Курдистане.
Пытки и действия, примененные к убитой Эльтюрк, вызвали массовое возмущение и были предметом протестов женщин во всем мире. Активисты-правозащитники и политические обозреватели резко критиковали некрополитику Турции и ее вооруженных сил, которая привела к ужасным актам, применяемым к курдскому населению с 1990-х годов. Такое бесчеловечное обращение с телом умершего осудили все слои общества.
Женщины вышли на улицы в Турции и во многих странах Европы после этого шокирующего события, скандируя лозунги: «Экин Ван – наша честь», «Экин Ван – обнаженный символ нашего сопротивления» и «Женщины в одежде. Сопротивление как кусок ткани против жестокости государства».
Смерть Эльтюрк и публичное разоблачение жестокого обращения с ее телом привели к беспорядкам и конфликтам в Турции и Курдистане, курды заявили о демократическом самоуправлении и сопротивлении. Государство применило к протестующим крайне жестокие меры.
Заявление о самоуправлении в Варто, где была убита Эльтюрк, было опубликовано 13 августа 2015 года, оно показало, что жестокость государства по отношению к курдам не остановила их активное сопротивление, как и надеялись турецкие власти.
К сожалению, такая бесчеловечность и жестокость не единственный случай. В 1990-х годы турецкое государство приняло широко распространенную военную стратегию, которую курдские политики часто называют «политикой грязной войны», в которой использовались акты похищения, пыток и насильственного исчезновения курдских активистов.
Ампутация частей тел убитых курдских бойцов, даже изготовление «сувениров» из этих частей тел, сброс тел умерших на мусороперерабатывающих предприятиях, выставление их тел перед государственными зданиями и перетаскивание их по улицам, привязанных к бронетехнике, – это только несколько публично разоблаченных примеров такой стратегии Турции против курдов.
Аналогичная тактика применялась с 2015 года во время участившихся вооруженных столкновений, а также в условиях усиления осадных операций, которые проводились в городах Курдистана. Были также инициативы, которые были направлены на то, чтобы нарушить похоронные обряды курдских семей. Были осквернены и кладбища.
Кевсер Эльтюрк родилась в 1986 году в Навре, деревне провинции Ван в северном Курдистане. Она присоединилась к силам ОСЖ-«Стар» в 2008 году, когда ей было 20 лет. Она стала символом того, как тело курдских женщин, активно участвующих в освободительной борьбе курдов, стали объектом надругательства для турецкой оккупационной армии.
«Экин ушла в горы, потому что не могла смириться с жестокостью по отношению к своему народу. Экин никогда не подчинялся мужчинам, у нее такая борющаяся душа. Она была самой младшей в нашем семье, она была зеницей наших глаз, – сказала ее сестра Гулистан Эльтюрк в интервью после ее смерти. – Она всегда была против насилия в отношении женщин. Она говорила: руку, протянувшуюся для нападения на женщин, нужно сломать».