Возможно ли соглашение по Газе?
Угроза Ирана Израилю добавляет неуверенности в отношении соглашения о прекращении огня в Газе.
Угроза Ирана Израилю добавляет неуверенности в отношении соглашения о прекращении огня в Газе.
Угроза нападения со стороны Ирана и его союзников в сочетании с тем, что ХАМАС выдвинул в качестве лидера организации Яхью Синвара (вместо убитого Израилем в Тегеране Исмаила Хании — прим.), ставит под сомнение соглашение о прекращении огня.
Прекращение огня в секторе Газа может стать той спасительной мерой, которая нужна Ирану, чтобы отказаться от масштабной атаки на Израиль. Однако, долгожданная сделка по прекращению 10-месячной войны остается труднодостижимой.
В редком совместном заявлении в четверг президент Джо Байден, эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани и президент Египта Абдель Фаттах Аль Сиси призвали ХАМАС и Израиль принять участие в переговорах о прекращении огня 15 августа, чтобы устранить оставшиеся проблемы. После нескольких месяцев переговоров под руководством США при посредничестве Катара и Египта обе стороны так и не смогли договориться об условиях соглашения о прекращении огня в обмен на заложников, — соглашения, о котором Байден говорил еще в конце мая.
«В качестве посредников, если потребуется, мы готовы представить окончательное промежуточное предложение, которое решит оставшиеся вопросы реализации таким образом, чтобы удовлетворить ожидания всех сторон», — говорится в заявлении.
Переговорщикам удалось заставить ХАМАС пойти на уступки в том, что касается требования о предварительном обязательстве Израиля о постоянном прекращении огня на первом этапе сделки. В прошлом месяце Израиль выдвинул новые условия, включая требование, чтобы израильские войска сохранили контроль над палестинской стороной пограничного перехода Рафах с Египтом, а также над пограничной зоной «Филадельфийский коридор», которую ХАМАС давно использует для контрабанды.
Переговорщики находятся в режиме ожидания после убийства политического лидера ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране на прошлой неделе, — убийства, которое многие приписывают Израилю. Смерть Хании, ведущего переговорщика от ХАМАС, усилила опасения, что группировка может ужесточить свою позицию на переговорах.
Госсекретарь Энтони Блинкен и другие высокопоставленные американские чиновники на этой неделе предположили, что переговоры о прекращении огня находятся на «заключительном этапе». В среду пресс-секретарь Белого дома Джон Кирби заявил, что переговорщики «так близки к цели, как нам кажется, никогда не были».
Региональные источники были удивлены, услышав это. Чиновник, знакомый с ходом переговоров, сообщил Al-Monitor, что обе стороны «далеки» от соглашения по освобождению хотя бы части из 115 живых и мертвых заложников в обмен на прекращение боевых действий.
Израильский чиновник также сказал, что оценка Кирби кажется чрезмерно оптимистичной. «Мы не разделяем эту оценку», — отметил чиновник.
Во вторник ХАМАС назначил Яхью Синвара вместо Хании на пост главы политического бюро группировки, что еще больше осложнило и без того шаткие переговоры. Синвар, который, как полагают, скрывается глубоко под землей в Газе, считается еще более жестким человеком, чем Хания, который жил в изгнании в Дохе.
Администрация Байдена не рассчитывает на заключение соглашения о перемирии до того, как Иран осуществит обещанное возмездие за убийство Хании. Ливанский союзник Ирана, «Хезболла», также пообещала ответить на израильский удар, который днем ранее убил одного из ее высокопоставленных командиров Фуада Шукра в Бейруте.
Ссылаясь на два источника, знакомых с разведывательной информацией, CNN сообщила в среду, что Иран все еще формулирует свой ответ, и «Хезболла» может нанести удар независимо от того, что решит Тегеран. Аналитики говорят, что Ирану необходимо нащупать возможности между ответным ударом для восстановления сдерживания и тем, чтобы не зайти столь далеко, чтобы это спровоцировало полномасштабную войну с Израилем.
«В конце концов, цель Ирана — выживание режима», — говорит Колин П. Кларк, старший научный сотрудник Soufan Group. «Вызывая более серьезную борьбу, более широкое столкновение с Израилем и, возможно, с Соединенными Штатами, Иран работает наперекор этой цели», — отмечает он.
В последние дни Байден и Блинкен провели целый шквал телефонных переговоров со своими региональными коллегами, в том числе в Иордании, Египте и Катаре. Поскольку ответ Ирана и его сторонников считается неизбежным, администрация Байдена и ее партнеры призывают иранское правительство проявлять сдержанность.
«Страны региона, имеющие какие-либо контакты с Ираном, передали одно и то же сообщение: ни для региона, ни для Ирана, ни для мира ничего хорошего ответные действия не принесут», — сказал второй региональный чиновник. «Но, опять же, понятно, почему они могут проигнорировать все эти сообщения и принять решение об ответном ударе по Израилю [в ответ на убийство Исмаила Хании в Тегеране]», — добавил он.