Турция открыто поддержала Азербайджан в азербайджано-армянском конфликте вокруг Нагорного Карабаха, в том, что многие считают попыткой добиться уступок от России, «большого босса» региона, в происходящих в то же самое время конфликтах в Ливии и Сирии. С другой стороны, Анкара надеется получить влияние на энергетические ресурсы Азербайджана – страны, с которой ее связывают тесные политические и этнические узы.
Нефтегазовый потенциал Азербайджана еще не полностью освоен и использован. Москва традиционно управляла его энергетическими богатствами как до, так и после распада Советского Союза в 1991 году. Россия поддерживает партнерские отношения с Азербайджаном в различных областях, в первую очередь в энергетике и обороне. Российские энергетические гиганты "Газпром", "Лукойл" и "Транснефть" работают в Баку, и россияне обладают влиянием в Азербайджанской государственной энергетической компании SOCAR, которая владеет почти 10% акций российского Антипинского нефтеперерабатывающего завода. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стремится получить влияние на Кавказе, но допустит ли Москва соперника-игрока на свой задний двор?
Столкновения между Азербайджаном и Арменией вспыхнули в конце сентября, угрожая перекинуться за пределы традиционных театров военных действий – на азербайджанские города и армянскую территорию. Большая часть экспертов по-прежнему сосредоточена на вопросе, что будет теперь делать Москва. Хотя Россия до сих пор была нехарактерно сдержанной, она рассматривает Армению как естественного союзника, и Армения ограничена в том, что она может сделать без согласия России.
Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, сопредседателями которой являются Россия, Франция и Соединенные Штаты, основная посредническая площадка в Нагорно-Карабахском конфликте. Три десятилетия усилий по урегулированию конфликта, однако, оказались тщетными. После последней вспышки Минская группа пыталась убедить президента Азербайджана Ильхама Алиева согласиться на прекращение огня, но амбиции Анкары и ее поддержка Баку стали новым фактором, который вряд ли можно игнорировать.
Армения, население которой составляет около 3,5 миллиона человек, экономически слишком слаба. Она полагается на поддержку России и влиятельной армянской диаспоры в Европе и Соединенных Штатах, чтобы встать на ноги. Валовой внутренний продукт страны на душу населения в 2019 году составлял менее 4000 долларов. Турция внесла свой вклад в плохое экономическое положение Армении, закрыв границу между двумя странами. Два контрольно-пропускных пункта на 325-километровой границе – воротах Армении на Запад – были закрыты в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном после того, как армянские войска захватили Нагорный Карабах, азербайджанскую территорию с этническим армянским большинством.
В 2019 году Турцию посетило около 1 миллиона граждан Азербайджана, в то время как число армянских туристов составляло менее 60 000 человек в год, причем большинство из них приезжали через Грузию, чтобы работать нелегально в Стамбуле, как сообщается, часто на предприятиях, принадлежащих этническим армянам Турции.
Азербайджанская экономика в значительной степени зависит от производства и экспорта энергоносителей. В обычное время страна добывает около 800 000 баррелей сырой нефти в день, что делает ее 23-м по величине производителем нефти в мире. Большая часть нефти экспортируется в другие страны. Имея около 7 миллиардов баррелей доказанных запасов нефти, Азербайджан занимает 18-е место в мире по объему нефтяных богатств. Его запасы природного газа составляют 991 миллиард кубометров, что является 25-м по величине показателем в мире. В обычное время страна добывает 17 миллиардов кубометров газа в год. Учитывая эти цифры, Азербайджан занимает место страны среднего размера с точки зрения энергетического богатства и имеет хорошие перспективы стать еще богаче, если сможет лучше использовать свой потенциал.
Население страны насчитывает около 10 миллионов человек, а ВВП на душу населения составляет около 5000 долларов – цифра, которая едва ли отражает природные богатства страны. Экспорт энергоносителей из Азербайджана оценивается примерно в 15 миллиардов долларов в год, причем Турция уступает только Италии в числе основных покупателей. Между тем импорт Азербайджана составляет около 10 миллиардов долларов, где наибольшая доля приходится на Россию.
Очевидно, что энергетические ресурсы являются основой привлекательности Азербайджана для иностранных инвесторов и основой потенциала его экономического развития. Баку стремится двигаться вперед, уменьшая свою зависимость от России, поэтому ищет турецкую и европейскую поддержку. Как и другие производители энергоресурсов, Азербайджан в последние годы ощутил на себе непосредственное воздействие нестабильности мировой экономики, испытывая экономические потрясения и валютный кризис и даже обращаясь за помощью к Международному валютному фонду.
После своих авантюр на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье Анкара в поисках большей региональной мощи, похоже, теперь перемещает свои ресурсы на Кавказ, прямо на задний двор России.
Турция и Азербайджан часто хвалят свои отношения, описывая их как «одна нация, два государства», но экономический аспект их связей до сих пор был относительно тусклым. Экспорт в Азербайджан, включая военные продажи, составляет всего 1,3% от всего турецкого экспорта. Импорт Турции из Азербайджана в прошлом году был ограничен 411 миллионами долларов, а экспорт – 1,8 миллиарда долларов.
Турецкие прямые инвестиции в Азербайджан когда-то достигали 8 миллиардов долларов в год, но в прошлом году сократились до 325 миллионов долларов, согласно данным Центрального банка, что показывает, как быстро угасли азербайджанские мечты турецкого делового мира.
Напротив, прямые азербайджанские инвестиции в Турцию в 2019 году составили почти 6 миллиардов долларов, что составляет 4% от общего объема прямых иностранных инвестиций в стране. Основные инвестиции принадлежат SOCAR. Компания дебютировала в Турции в 2008 году, когда ее турецкая дочерняя компания SOCAR Turkey Enerji приобрела 51% акций турецкой нефтехимической компании Petkim. SOCAR владеет рядом других энергетических предприятий страны и является мажоритарным акционером Трансанатолийского газопровода - крупного проекта, завершенного в прошлом году для транспортировки азербайджанского газа в Европу через Турцию. Компания заявляет, что ее инвестиционный запас в Турции достигнет $19,5 млрд, как только все текущие инвестиции будут завершены.
Преобладание шиитского ислама в Азербайджане может быть не совсем по душе турецкому правительству, но амбиции Эрдогана направлены на укрепление связей с Баку и расширение сотрудничества в развитии и сбыте энергетических богатств Азербайджана. Сможет ли Анкара превратить азербайджано-армянский кризис в благоприятную возможность, несмотря на российское и иранское влияние в регионе, еще предстоит выяснить.