Те, кто дал жизнь 15 августа
Эта статья написана для того, чтобы по-другому взглянуть на движение, которому исполнилось уже 40 лет.
Эта статья написана для того, чтобы по-другому взглянуть на движение, которому исполнилось уже 40 лет.
40 лет неустанной борьбы принесли множество достижений, одним из самых важных из них и одновременно их самым главным источником являются герои этой борьбы. Каждый из этих героев в свой период сумел ответить на потребности общества и времени. Я постараюсь рассказать о социальной реальности, с которой государи хотят покончить, и о тех, кто своей борьбой создал курдскую личность. Это личности, которым удалось стать лучшими последователями философии Абдуллы Оджалана. Я пишу, чтобы увековечить жизнь каждого из них, и эти жизни станут частью эпоса Дня возрождения 15 августа. Помимо этой цели, что я пишу, так как хочу сподвигнуть других, чтобы о них писали больше, чтобы они и их подвиги вошли в нашу литературу и искусство, и так стали известны каждому. Те, о ком я расскажу в этой статье, — лишь некоторые из великого множества мужественных мужчин и женщин, отдавших свои жизни в борьбе за свободу Курдистана. Их еще тысячи, и наша неизбывная задача — рассказывать о них. Все они родились в разных частях Курдистана, прошли разными путями, но жизни их влились в одну и ту же реку. Эта река росла капля за каплей и стала самим Курдистаном.
Командир Шахин Кылавуз
Бойцы РПК, решившие вернуться в страну, чтобы ответить на пытки и преследования, которые годами не прекращаются в тюрьмах и по всему Курдистану, находятся в пути с намерением вернуться в Курдистан и призвать к ответу оккупационные силы. У них с собой оружие различных марок и боеприпасы, которые позволят им вести вооруженную борьбу в течение определенного периода времени. В их сумках очень мало провизии, с помощью которой они сумеют продержаться всего несколько дней. Но самое главное, что они несут с собой, — это их мечта о свободной жизни и гнев против колониальных держав, которые являются самым большим препятствием на пути к этой жизни. Дождливая погода, в которой они идут уже несколько дней, замедляет их продвижение. Но 9 друзей идут с верой в свои силы и надеждой, не останавливаясь. Есть только одна проблема: никто из них не знает дороги. Они идут по указаниям, так как большая часть группы никогда раньше не ходила по этой местности. Несмотря на все негативные моменты, их поход продолжается. После долгого пути они достигают ручья Хезиль. Однако обычно спокойный горный ручей переполнен дождем и течет стремительным потоком. Но другого пути нет, эту бушующую реку нужно переплыть. Они находят решение: взявшись за руки, переходят через воду. Однако они не рассчитали одного — силы потока Хезиль в осенний период. Они ступают в воду, и злая вода уносит девятерых товарищей. Только одному из них удается спастись, остальные унесены водой Хезиля и погибли. Дата этих событий 24 ноября 1982 года. Командиром группы был Шахин Кылавуз. Хотя мне доводилось слышать его имя в песне Комы Берхведана, я пишу о Шахине Килавузе как об одном из тех людей, о которых следует написать.
Ревущий поток...
Товарищ Шахин, как о нем пелось в песне, был ревущим потоком. Он был одним из первых, кто вступил в ряды сопротивления из Тузлу Чаир. В качестве примера для подражания он взял Кемаля Пира, который организовал Тузлу Чаир. Товарищ Шахин стал передовым бойцом и вел неустанную борьбу на протяжении многих лет, с ранних этапов апочистской группы до последнего вздоха. Товарищ Шахин активно участвовал в процессах подготовки движения 15 августа. Он внес важный вклад в этот процесс написанной им брошюрой под названием «Вооруженная пропаганда и агитационная деятельность в народной войне».
Он писал: «Единственный способ начать сильную партизанскую войну — это иметь сильный политический тыл. Решающим фактором в войне является не оружие, а рабочая сила, которая мобилизует оружие. Мобилизация народа в политическую силу — это самая прочная основа войны. Политическая власть масс — самая сильная и мощная база для развития вооруженных сил народа. Сегодня развертывание партизанской борьбы, имеющей важную стратегическую роль в политической и вооруженной борьбе нашего народа против врага, в развитии вооруженных сил и политических сил требует подготовки ее предпосылок. Дни партизанской войны без политической поддержки нашего народа будут сочтены. Единственная сила, которая может защитить нас от разгула вражеского террора, — это крепкие политические тылы. Только материальная и моральная поддержка нашего народа сделает партизан непобедимыми».
Его имя — это самобытность его народа: Агид
Агид — это имя встречается во многих курдских произведениях и благодаря им человек по имени Агид обретает смысл своего имени и свой народ. Он ведет полноценную борьбу повсюду: от исторического города Фаркин до равнины Елих, от Ближнего Востока до гор Курдистана. Даже спустя 40 лет он по-прежнему является командиром легендарного отряда. Тысячи молодых людей в Курдистане берут его имя и следуют его борьбе и пути.
Лучше всего характеристику товарищу Агиду дал Абдулла Оджалан: «Товарищ Махсум верил в необходимость извлечь коварный нож, на многие века застрявший в груди, сознании и сердце нашего народа, и вонзить его в мозг и сердце врага; он воплотил это в своей личности с бесконечным старанием и был одним из первопроходцев, кто видел необходимость того, что народ можно привести к спасению только с помощью этого оружия. Это правда, что мы физически потеряли нашего доблестного лидера, Агидимиза, который больше всех заслужил звание героя и которого мы объявили современным мечом нашего народа. Но можно ли говорить о смерти или потере того, кто объединил в своей личности благородное прошлое и будущее народа и его угнетенных классов? Товарищ Агид в процессе освобождения воплотил в своем существе черты нашего народа, которые непременно воплотятся в партии-фронте и армии, сознание, которого нужно достичь, и волю, которую нужно обострить, и таким образом достиг высочайшего уровня личности, чтобы передать черты, которые он представляет партии и народу, как меры, которые должны быть достигнуты. В собственной личности он разрушил рабское существование, которое вошло в горизонт нашего народа как судьба; он превратил свою сильную, свободную и привлекательную личность, которую он создал в революционном Дне возрождения, в призыв миллионов к независимости, свободе и социализму. Он не был удовлетворен этим; он вел большую войну за то, чтобы сделать эти качества и характеристики публичными, и в значительной степени преуспел в этом. Он был во главе марша бессмертия народа Курдистана, который пробудился, достиг сознания свободы и был втянут в борьбу с оружием партии-фронта-армии».
Тысячи идут по стопам Агида
Партизаны Курдистана, от СВК до НСС, и уровень, достигнутый людьми, которые заявляют о своей идентичности во всех четырех частях Курдистана и целом мире, развиваются на основе Дня возрождения 15 августа и командира этой акции. Первая пуля играет роль вехи в осуществлении пробуждения и освобождения народа Курдистана. Тем, кто ищет секрет революции в Рожаве, стоит обратить внимание на 15 августа и Агида. Первая пуля выпущена в геноцидный режим и созданный им менталитет. Она становится семенем, которое создает источник революции народов мира из реальности, определяемой сравнением с засохшим безжизненным пнем. Если езиды в Синджаре, спасенные от полного уничтожения, делают шаг к созданию автономной администрации, немыслимо рассматривать это в отрыве от партизанской борьбы, начавшейся 15 августа. Дух 15 августа продолжает жить в партизанах, сопротивляющихся в Запе, Метине и по всему Курдистану. Тысячи таких как Агид идут по стопам Агида ради его мечты.
Источник боевого духа командира Бадрана
Когда речь заходит о Дне возрождения 15 августа, если и стоит упомянуть еще одного командира, так это должен быть товарищ Бадран. (Мехмет Савгат) Как и во всех войнах, в партизанской войне очень важна роль командира и гармония между командованием. Действия 15 августа развивались благодаря важному вкладу товарища Бадрана. Как и во многие другие моменты своей жизни, он внес много своего в подготовку и проведение акции 15 августа. Все, кто его знал, в первую очередь отмечали, что он был источником боевого духа и энтузиазма, где бы он ни находился. Начиная с 1975 года, когда он учился в Дерсимском педагогическом училище, поток энтузиазма в его сердце приобрел новый импульс во время сопротивления Хилван-Сиварак и продолжился, постоянно набирая темп, на Ближнем Востоке.
Хотя у него не было партизанского опыта в Курдистане, он был одним из первых, кто начал изучать партизанское искусство и обучать ему в горах Курдистана. Из его статьи, опубликованной в журнале «Пешмерга» в июне 1984 года, можно выделить следующий отрывок: «Что следует ответить колониальному турецкому фашизму, который несет полную ответственность, когда его страна находится под оккупацией, а его земля превращена в настоящую темницу для народа страны? Очевидно, единственное, что можно ответить, — это быть солдатом, бойцом, по крайней мере, сторонником этой борьбы. Поэтому быть членом этой линии в Курдистане очень значимо. Быть народным бойцом — значит обладать самой благородной и высокой честью, которой может достичь человек в Курдистане. Такое значимое и почетное место предлагает своему борцу наша национально-освободительная борьба».
Благодаря чести, которую он выразил в своей статье, а также энтузиазму и боевому духу, которые эта честь принесла ему, он показал своим товарищам и общественности, что успеха можно добиться, несмотря на всевозможные трудности и препятствия.
***
Далиль, командир сопротивления Багока
«В Мардине, в Багоке война продолжалась день и ночь..».
Все знают это произведение, но мало кто знает, какое значение оно имело для Движения за свободу Курдистана. До этого периода сопротивление Багока было событием, в котором партизаны Курдистана дольше всего сталкивались с колониальными войсками. Удар, обрушенный по врагу, был также самым крупным из всех, нанесенных до этого дня. Эта война стала важным моментом в доверии народа к партизанам.
Далиль (Вели Яшар), командир легендарного Багокского сопротивления, присоединился к Борьбе за свободу в 1980 году и через некоторое время переехал на Ближний Восток, где прошел военно-идеологическую подготовку, участвовал в вооруженных пропагандистских отрядах в горах Загрос и Ботан, занимался организацией партизан. После участия в 3-м съезде РПК в 1986 году он вернулся в горы. В апреле 1988 года он отвечал за подготовку группы новых бойцов на горе Багок в преддверии самого крупного столкновения в истории РПК. Столкновение, в котором погибло около 200 солдат и было сбито несколько вертолетов, стало грандиозным событием во всем Курдистане, и особенно в Мардине. Большинство бойцов, участвовавших в этом конфликте, были новичками. И именно товарищ Далиль тренировал их и командовал ими.
***
Джамшит — партизан, улыбавшийся, даже умирая
А это рассказ об одном из героев моего детства, об одном из тех, кто сделал меня тем, кто я есть. Конечно, чем больше мне доводилось читать и слушать о нем, тем больше ко мне приходило понимание, какое место он занимает в борьбе за формирование не только меня, но и общества, частью которого я являюсь. Вечером 25 мая 1988 года бригадному генералу Алтаю Токату, командиру горной бригады коммандос Хаккари, были представлены фотографии безжизненных тел партизан Армии освобождения народов Курдистана, погибших в столкновении в тот день. Токат был поражен одной из фотографий. Партизан на снимке улыбался. Партизан Джамшит (Ахмет Касып) улыбался, даже умирая.
Спустя годы Алтай Токат вспоминал об этом моменте в Банавоке: «И я никогда не забуду, что там был Касып, знаменитый Ахмет Касып под кодовым именем Джамшит. Он был командующим в том районе. На посмертной фотографии Ахмет Касып улыбался. Он смеялся. Я спрашивал об этом у психологов. Знаете, что мне сказал психолог? Человек, который так идеологически предан какому-то вопросу, смеется, даже умирая». Ахмет Касып — партизан, который улыбался даже умирая».
Ахмет Касып
Он вырос на окраине Чияе-Агыры, одного из уникальных районов сопротивления в Курдистане, и в его ушах звучали рассказы Ихсана Нури, Брое Хаские Тали и Фарзанды Бага. Ахмет Касып вступил в ряды партии в 1977 году из Сархата. Как только он вступил в партию, он с радостью и энтузиазмом, словно нашел то, что искал долгие годы, принялся за выполнение своих партийных обязанностей. После переворота 12 сентября отношения его группы с партией были прерваны. Он не знал о судьбе своих товарищей и организации. Однако, несмотря на то что его отношения с партийной администрацией были разорваны, он знал цели и методы партии. И хотя в течение двух лет с ним были только несколько его друзей, он делился с ними тем, что узнал за это время, обучал своих друзей и на этой основе готовил себя и своих товарищей к выполнению будущих задач. Через два года, в 1982 году, он увидел товарищей Агида и Карасунгура в Восточном Курдистане и вместе со своей группой отправился в Южный Курдистан. Пройдя там военную и политическую подготовку, он вернулся в Агири. Во время движения 15 августа он находился в Агири, где подвергался интенсивным атакам Турецкой Республики. Он был одним из ведущих бойцов, которые организовали большое сопротивление и контратаку против турецких войск. От Агири до Южного Курдистана и от него до Загроса, Джамшит — это партизанская эпопея, ставшая надеждой своего народа, вселявшая страх во врага везде, где бы он ни был.