Реальная военная угроза Ирану в сочетании с жесткой дипломатической позицией Запада - лучший способ ослабить влияние возобновления дипломатических отношений между Тегераном и Эр-Риядом, заявил журналистам в выходные высокопоставленный израильский чиновник.
«Чем сильнее будет позиция Запада, чем больше будет ясности в том, что действия будут иметь место или что существует реальная военная угроза Ирану... тем менее значимыми, я думаю, будут эти отношения, если не сказать больше», - пояснил чиновник в пятницу.
Чиновник высказался по поводу соглашения между Ираном и Саудовской Аравией, достигнутое ранее в тот же день для восстановления отношений между странами после многолетней вражды, которая угрожала стабильности и безопасности в Персидском заливе и способствовала разжиганию конфликтов на Ближнем Востоке от Йемена до Сирии.
О сделке, посредником в которой выступил Китай, было объявлено после четырех дней тайных переговоров в Пекине между высшими должностными лицами по вопросам безопасности двух соперничающих ближневосточных держав.
Израильские политики сразу же выразили обеспокоенность, так как этот шаг, казалось бы, вставляет «гаечный ключ» в одну из главных политических инициатив нового правительства Нетаньяху - нормализацию отношений с Саудовской Аравией.
Израиль предполагал, что необходимость создания альянса в Персидском заливе между Израилем и его арабскими партнерами против Ирана послужит стимулом для установления дипломатических связей между Саудовской Аравией и еврейским государством.
Бывшие премьер-министры Яир Лапид и Нафтали Беннет немедленно предупредили о последствиях соглашения для стратегии Израиля против Ирана, также используя этот момент для нападок на премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Он находился в Италии, когда стало известно о сделке.
Сближение сигнализирует о «крахе региональной защитной стены, которую мы начали строить против Ирана», - сказал Лапид, добавив, что это «отражает полный и опасный провал внешней политики израильского правительства».
«Вот что происходит, когда человек целый день занимается юридическим безумием вместо того, чтобы делать свою работу против Ирана и укреплять отношения с Соединенными Штатами», - добавил Лапид.
Высокопоставленный израильский чиновник, однако, возложил вину за ирано-саудовское сближение на правительства Лапида и Беннета, отметив, что переговоры о заключении соглашения начались еще в прошлом году, когда они были у власти.
Переговоры по этой сделке «начались около года назад, с раунда, включавшего по меньшей мере пяти встреч. В его рамках состоялся визит высокопоставленных саудовских чиновников в Иран и ответные визиты иранцев в Саудовскую Аравию, заметил чиновник.
Возможно, в то время саудовцы считали, что позиция Израиля в отношении Ирана была недостаточно сильной, предположил чиновник.
Саудовцы чувствовали, что «позиция Запада по отношению к Ирану была слабой«, особенно после вооруженной атаки беспилотников Тегерана на саудовские нефтяные месторождения в сочетании с переговорами о возобновлении Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года (ядерной сделки), пояснил израильский чиновник.
Западные страны ужесточили свою позицию в отношении Ирана, но она все еще недостаточно сильна, добавил чиновник.
Чиновник не захотел говорить о контактах, которые происходят за закрытыми дверями, но отметил, что основные политические позиции Израиля не изменились.
Также израильский чиновник сказал в интервью Iran International, что соглашение Тегерана с Эр-Риядом не было неожиданностью и что Израиль не считает, что сделка повлияла на его стремление нормализовать отношения с Эр-Риядом.
Беннетт, однако, назвал новость о возобновлении ирано-саудовского альянса «серьезным и опасным событием для Израиля» и «политической победой Ирана».
«Это наносит смертельный удар по усилиям по созданию региональной коалиции против Ирана», - сказал Беннет.
Он заявил, что это свидетельствует об «оглушительном провале правительства Нетаньяху и является следствием сочетания политического пренебрежения с общей слабостью страны и внутренним конфликтом».
«Страны мира и региона наблюдают за Израилем, находящимся в смятении из-за дисфункционального правительства, которое занимается систематическим саморазрушением», - заявил Беннет, добавив, что в данном случае одна из этих стран выбрала сторону.
Каждый день «существования этого правительства ставит под угрозу Государство Израиль, - заявил Беннет. - Нам необходимо чрезвычайное правительство широкого национального масштаба, которое будет работать над устранением ущерба».
Бывший министр обороны Бенни Ганц сказал, что Нетаньяху отказался от безопасности Израиля и его граждан: «Огромные проблемы безопасности, стоящие перед страной, усиливаются, а премьер-министр и его кабинет заняты государственным переворотом».
Председатель комитета Кнессета по иностранным делам и обороне Юлий Эдельштейн сказал, что альянс иранцев и саудовцев «плох для Израиля и всего свободного мира».
Эксперт по Ирану Дэнни (Деннис) Цитринович из Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета написал в Твиттере, что новый альянс - это сигнал Израилю, что его мечта о региональном союзе неосуществима и никогда не была осуществима.
Это подчеркивает тот факт, что большинство стран региона рассматривают диалог как лучший способ справиться с Ираном, оставляя Израиль единственной страной, ориентированной на военный вариант.
Аналитик и бывший депутат израильского пардамента (Кнессета) Ксения Светлова из Митвим (Израильского регионального института региональной внешней политики) отметила в Твиттере, что «Саудовская Аравия нормализует отношения. Нет, не с Израилем, а скорее с Ираном». В то же время она публично упрекнула Израиль за его отношение к палестинцам.
«Всего два месяца назад Нетаньяху обещал установить мир с Саудовской Аравией. Похоже, мы движемся в противоположном направлении», - добавила она.
Wall Street Journal в редакционной статье, опубликованной в пятницу, обвинил администрацию Байдена в ирано-саудовской сделке и в том, что Саудовская Аравия до сих пор не присоединилась к Авраамским соглашениям, с помощью которых Израиль уже нормализовал отношения с четырьмя арабскими странами.
«The Journal» сообщает, что условия Эр-Рияда для присоединения к соглашениям могут включать гарантии безопасности со стороны США и поддержку гражданской ядерной программы... Заверения в том, что иранская ядерная сделка мертва и что США не позволят Тегерану приобрести ядерное оружие, также помогли бы», - пишет журнал в своей редакционной статье.
«Господин Байден гордится своей способностью создавать союзы, но с саудовцами он промахнулся, и наши противники этим воспользовались», - говорится также в статье.