Усилия США по противодействию йеменским повстанцам хуситам, атакующим суда на одной из важнейших водных артерий мира, наталкиваются на серьезное препятствие из-за разногласий между арабскими союзниками Вашингтона, сообщают люди, знакомые с этим вопросом.
Два наиболее важных участника затянувшейся гражданской войны в Йемене, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, поддерживают конкурирующие группировки против хуситов и выступают за разные способы борьбы с ними. Их несовпадающие позиции осложняют попытки США выработать согласованный ответ на действия поддерживаемой Ираном группировки.
Ополченцы атаковали несколько топливных танкеров и грузовых судов в качестве поддержки ХАМАС в его войне против Израиля. За последнюю неделю они усилили нападения, что вызвало переполох на рынках, связанных с морскими перевозками. В выходные военно-морские силы США и Великобритании сбили 15 беспилотников, запущенных из контролируемых хуситов районов Йемена.
США рассматривают возможность военных действий против хуситов, включая нанесение ударов по объектам группировки, хотя пока предпочитают дипломатию, сообщает Bloomberg. Вашингтон также работает с западными и арабскими союзниками над укреплением сил морской охраны, призванных обеспечить безопасность судов, курсирующих по Красному морю, через которое проходит около 12 % мировой торговли.
Белый дом общается с хуситами через Оман и других посредников, призывая их прекратить атаки, по словам американского чиновника. Представитель хуситов подтвердил факт контактов, но сказал, что группировка будет продолжать действовать до тех пор, пока Израиль не прекратит боевые действия в Газе.
ОАЭ настаивают на военных действиях и хотят, чтобы США включили хуситов в официальный список «террористов», по словам йеменского чиновника, поддерживаемого Абу-Даби.
«Эмиратцы считают, что хуситов нужно сдерживать, подрывать и ослаблять», – говорит Элеонора Ардемагни, эксперт по Йемену и старший научный сотрудник Итальянского института международных политических исследований.
Эр-Рияд, напротив, выступает за более взвешенный подход, опасаясь, что любая воинственность спровоцирует хуситов на еще более агрессивные действия, по словам одного из членов саудовской команды, ведущей переговоры с хуситами. Это может поставить под угрозу хрупкое перемирие в йеменской войне и сорвать попытку Саудовской Аравии достичь постоянного соглашения о прекращении огня с повстанцами, сказал этот человек.
Хуситы неоднократно демонстрировали свою способность повреждать и разрушать важнейшие объекты инфраструктуры в Саудовской Аравии и ОАЭ. Самая разрушительная атака, о которой они заявляли, произошла в 2019 году, когда они ненадолго вывели из строя половину нефтедобычи Саудовской Аравии, нанеся удар с беспилотника по нефтеперерабатывающему заводу. После перемирия, заключенного в начале 2022 года, хуситы практически воздерживаются от запуска беспилотников и ракет по соседям в регионе.
Саудовцы считают, что их дипломатическое взаимодействие с Ираном может в конечном итоге сдержать хуситов и помочь предотвратить перерастание конфликта между Израилем и Хамасом в региональный пожар, которого они, США и мировые рынки так хотят избежать.
На прошлой неделе министр иностранных дел королевства принц Фейсал бин Фархан встретился со своим иранским коллегой Хоссейном Амирабдоллахианом, чтобы обсудить необходимость прекращения огня в Газе. В то же время заместитель принца Фейсала находился в Пекине, чтобы подтвердить приверженность Эр-Рияда сближению с Ираном, достигнутому при посредничестве Китая в марте.
Представители правительств Саудовской Аравии и ОАЭ не ответили на просьбы о комментарии. Государственный департамент США отказался комментировать разногласия между двумя союзниками Америки по Персидскому заливу, но его представитель заявил, что «урегулирование конфликта в Йемене остается одним из главных приоритетов».
«Мы работаем над тем, чтобы обеспечить и сплотить страны мира, все из которых заинтересованы в том, чтобы это прекратилось», – сказал советник по национальной безопасности США Джейк Салливан журналистам в пятницу в Израиле. Он назвал атаки хуситов «материальной угрозой» для международной торговли и сообщил, что министр обороны Ллойд Остин планирует в ближайшее время посетить региональный штаб ВМС США в Бахрейне, чтобы проконтролировать ответные меры.
«На Вашингтон оказывается все большее давление с целью заставить его предпринять более решительные действия, и намечается поворот», – считают аналитики вашингтонской компании Rapidan Energy Group, занимающейся консультированием по вопросам рисков. Это, в сочетании с любой интенсификацией столкновений Израиля с «Хезболлой», другой поддерживаемой Ираном боевой группировкой, «может побудить рынки начать оценивать геополитический риск».
Это, в свою очередь, ознаменовало бы перемены для глобальных инвесторов. С конца октября стоимость нефти упала, а израильские активы, такие как шекель, выросли, отчасти потому, что рынки были оптимистично настроены на то, что война между Израилем и Хамасом в основном ограничится сектором Газа.
Хуситы, между тем, становятся все более агрессивными. В пятницу эта группировка провела большой митинг в столице Йемена Сане, чтобы «дать миру понять, что мы здесь и что Газа и Палестина не одиноки».
Они захватили одно судно и пытались захватить другие, а также обстреляли ракетами еще несколько судов в южной части Красного моря вблизи узкого пролива Баб-эль-Мандаб. Боевики говорят, что их целью являются суда, принадлежащие Израилю или направляющиеся в эту страну. На прошлой неделе один из высокопоставленных командиров пригрозил начать топить суда.
Судоходные компании все больше обеспокоены происходящим. Нападения привели к росту стоимости страховки и вынудили компании, включая крупнейшую в мире контейнерную линию MSC Mediterranean Shipping Co. и A.P. Moller-Maersk A/S, избегать Красного моря. Это означает, что их судам придется обходить юг Африки вместо Суэцкого канала, что добавит тысячи миль к рейсам между Азией и Европой.
В воскресенье египетский оператор Суэцкого канала сообщил, что с 19 ноября 55 судов были перенаправлены на более длинный маршрут.
США обвиняют Иран в том, что он позволил хуситам атаковать суда, в то время как Тегеран отрицает это.
«Пока хуситы нажимают на курок, оружие им передает Иран, – сказал Салливан. – Иран обязан сам принять меры, чтобы прекратить эти нападения».
Хуситы получали финансирование и военную подготовку от Тегерана в течение последних восьми лет. Они входят в иранскую «ось сопротивления» США и Израилю наряду с ХАМАС, «Хезболлой» и другими группировками. Хамас внесен в список террористических организаций США и ЕС.
Тем не менее, по словам Бернарда Хейкеля, профессора ближневосточных исследований Принстонского университета, «Ансар Алла», как официально называются хуситы, не считает себя простым исполнителем иранских указаний.
У этой группировки «другая идеологическая структура», и она не так тесно связана с Ираном, как «Хезболла», говорит Хейкель.
Ардемагни из Итальянского института говорит, что ошибочно рассматривать хуситов в качестве «пешки и марионетки» Тегерана. Их мотивы выходят далеко за рамки войны между Израилем и Хамасом – они стремятся укрепить свои позиции в Йемене и заявить о себе как о региональной силе, с которой нужно считаться, что осложняет усилия по борьбе с ними, говорит она.
Хуситы начали последнюю войну в Йемене в 2014 году, когда они захватили Сану и пережили многолетнюю кампанию бомбардировок со стороны анти-хуситской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией и ОАЭ. Теперь саудовцы упорно пытались заключить официальное мирное соглашение с хуситам с начала 2023 года.
Поскольку израильские официальные лица предполагают, что война с ХАМАС может продлиться еще несколько месяцев, хутисты, которые с октября также обстреливают Израиль крылатыми и баллистическими ракетами, говорят, что они готовы к новым испытаниям.
«Мы с нетерпением ждем столкновения с любыми израильскими силами на море», – заявил на прошлой неделе в эфире X заместитель министра иностранных дел хуситов Хусейн аль-Иззи.
Мустафа Номан, бывший йеменский дипломат, говорит, что к этой группировке нельзя относиться легкомысленно.
«Они мечтают, чтобы американцы или израильтяне напали на них, потому что это превратит их в настоящую силу сопротивления – сказал он во время беседы, организованной лондонским аналитическим центром Chatham House. – Это игра, в которую они играют».